Василий Беллавин родился 31 января 1865 года в деревне Клин, Псковская область. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением. Учился в Псковской Духовной Семинарии с 1878 по 1883 год.
Скромный семинарист отличался ласковым характером. В 1888 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. В 1891 году принял монашество, после чего началось его быстрое продвижение по церковно-иерархической лестнице. Служил Богу в городе Варшава и штате Пенсильвания. С 1907 года отозван в Россию, служил в Ярославской епархии.
Убежденный монархист, Тихон стал председателем Ярославского отделения «Союза русского народа». В 1913 году из-за противоречий с губернатором переведен архиепископом Литовским и Виленским. В 1915 году, когда русские войска оставили город Вильно, переехал в город Москва.

26 января 1924 года в газетах «Правда» и «Известия» была опубликована небольшая заметка, где патриарх Тихон выражал соболезнования по поводу кончины «председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ленина».
Во многих публикациях указывается, что святитель Тихон выразил соболезнование не один, а с несколькими архиереями, «членами Патриаршего Священного Синода» митрополитами Тихоном (Оболенским), Серафимом (Александровым) и Петром (Полянским).
Однако в газетных публикациях этого нет, хотя рядом с соболезнованиями Святителя публикуются соболезнования обновленческого синода – там несколько фамилий.
Откуда взялись «члены Патриарщего Синода»?
Источником этой информации является труд М.Е.Губонина «Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943», изданный в 1994 году Свято-Тихоновским институтом. Этот труд, созданный в самые тяжелые годы Советской власти и имеющий и сегодня огромное знамение, отличает один существенный недостаток – информация о тех или иных событиях и документах часто дается со ссылкой на просто «рукописи» или «рукописи в собрании Губонина».
Что это за рукописи, чьему авторству они принадлежат, где они сейчас, насколько они репрезентативны, возможна ли их верификация – на эти вопросы ответов нет. Поэтому труд Губонина по прошествии 30 лет требует переиздания с подробными комментариями и уточнениями.
Именно на такую рукопись «Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» (хотя он был «всея России») и ссылается Губонин, утверждая, что вместе со Святейшим соболезновали члены Синода. Считать это репрезентативным источником нельзя.
Поэтому, скорее всего, Святитель выражал соболезнования лично и только от себя.
Тихон как московский митрополит благословляет 2-й Московский женский батальон смерти перед отправкой на фронт, 1917 год, Москва, Красная площадь (фото из журнала «Искра»)
В ноябре 1917 года на Первом Всероссийском поместном соборе избран патриархом. Выступал против декрета Советского правительства об отделении церкви от государства, враждебно отнесся к заключению Брестского мира. В посланиях призывал верующих к неподчинению Советской власти, предавал ее анафеме, противодействовал изъятию ценностей на нужды голодающих.
За контрреволюционную деятельность его привлекли в мае 1922 года к судебной ответственности и заключили под домашний арест в Донском монастыре. В декабре 1924 года неизвестные ворвались в келью Донского монастыря и стреляли в Тихона, которого закрыл своим телом келейник Яков Полозов, своей жизнью спасший патриарха.
Незадолго до смерти Тихон написал завещание, призывавшее верующих к сотрудничеству с Советской властью, но рядом специалистов высказано мнение о его поддельности.

Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 года в городе Москва. Похоронен с внутренней стороны южной стены трапезной Малого Донского собора столицы. В день погребения состоялось совещание собравшихся на его отпевание архипастырей, на котором обязанности Патриаршего местоблюстителя возложены были на митрополита Крутицкого Петра (Полянского).