Александр Николаевич Серов (1820–1871) был выдающимся русским композитором и музыкальным критиком, известным своими значимыми вкладами в русскую музыку и музыкальную критику. Родился он в Санкт-Петербурге в семье Николая Ивановича Серова, чиновника финансового ведомства, и Анны Карловны Габлиц. Его дед по материнской линии, Карл Иванович Габлиц, был известным естествоиспытателем.
Ранние годы и образование
Александр Серов начал изучать музыку с семи лет под руководством пианистки Олимпиады Жебелёвой, которая оказала на него значительное влияние, развив любовь к музыкальной литературе. После окончания Первой Санкт-Петербургской классической гимназии он поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1840 году. Позже он начал работать в министерстве юстиции и внутренних дел, но музыка оставалась его главной страстью.


в отель «Серовъ» (Симферополь)
Карьера и музыкальное творчество
В 1840-х годах Серов начал писать свои первые оперы, такие как «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», которые, однако, были позже уничтожены. В 1845 году он был назначен заместителем председателя Таврической уголовной палаты в Симферополе, но вскоре вышел в отставку, чтобы посвятить себя музыке. В этот период он познакомился с Михаилом Глинкой и Александром Даргомыжским, чье творчество оказало глубокое влияние на его музыкальные взгляды.
В 1850 году Серов вернулся в Санкт-Петербург и стал музыкальным критиком, публикуясь в таких изданиях, как «Современник» и «Сын отечества». Он написал несколько опер, включая «Юдифь», премьера которой в 1863 году принесла ему большой успех. В этом же году он женился на своей ученице Валентине Бергман.
Поздние годы
В 1858 году Серов отправился за границу, где познакомился с Ференцем Листом и Рихардом Вагнером. Он описал свои впечатления в серии статей «Письма из-за границы». В 1867 году Серов и его жена попытались издать музыкальную газету «Музыка и театр», однако она просуществовала недолго. В последние годы своей жизни Серов активно читал лекции и пропагандировал творчество выдающихся композиторов.

Наследие
Серов умер в 1871 году в Санкт-Петербурге. Его надгробие было выполнено по проекту архитектора Леонтия Бенуа, а бюст был создан профессором Петром Забелло. Александр Серов оставил значительное наследие в русской музыкальной культуре как композитор и критик, его вклад в развитие русской оперы и музыкальной журналистики остаётся значимым и по сей день.