Распутин Григорий Ефимович
Григорий Ефимович Распутин (1869–1916) — одна из самых загадочных и противоречивых фигур в истории Российской империи. Его жизнь и деятельность оставили глубокий след в истории России, а его влияние на императорскую семью Николая II до сих пор вызывает ожесточенные споры среди историков.
Ранние годы
Григорий Распутин родился 21 января 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии (ныне Тюменская область) в семье крестьянина. С раннего возраста он проявлял необычные способности и склонность к мистицизму. В молодости он часто болел, и это, возможно, повлияло на его духовные поиски. После паломничества в Верхотурский монастырь Распутин обратился к религии, что стало поворотным моментом в его жизни.
Духовные поиски и паломничества
С начала 1890-х годов Распутин начал активно странствовать по святым местам России, а также посетил гору Афон в Греции и Иерусалим. Во время своих путешествий он сблизился с различными духовными лидерами и сектантскими движениями, включая хлыстов, с которыми разделял мистические практики. Он стал известен как целитель и провозглашал себя «божьим человеком», что привлекло к нему множество последователей.

Приближение к императорской семье
К 1902 году слава о Распутине распространилась по всей России. В 1904 году он прибыл в Санкт-Петербург, где начал строить связи с высшими слоями общества. Его знакомство с ректором Петербургской духовной академии Феофаном стало ключевым моментом, открывшим ему доступ к аристократическим кругам.
В 1906 году Распутин был представлен императорской семье. Он сумел завоевать доверие Николая II и Александры Федоровны, утверждая, что способен молитвами исцелить их больного гемофилией сына, наследника престола Алексея. Царская семья стала полагаться на Распутина в вопросах здоровья наследника, и его влияние в дворце возросло.
Влияние и скандалы

Влияние Распутина на императорскую семью вызвало многочисленные слухи и недовольство в обществе и среди аристократии. Его образ жизни, который включал разгульные вечеринки и подозрительные связи, противоречил его образу «святого старца». Однако его влияние на решения царской семьи оставалось значительным, особенно в политических вопросах.
Убийство и наследие
Влияние Распутина и его связь с императорской семьей стали одной из причин недовольства в обществе, что привело к его убийству. 30 декабря 1916 года группа заговорщиков, включая князя Феликса Юсупова и депутата Государственной думы Владимира Пуришкевича, заманила Распутина в дом Юсупова и убила его. Несмотря на это, смерть Распутина не спасла царскую семью от дальнейших бедствий — уже через несколько месяцев Российская империя пала.
Григорий Распутин остаётся одной из самых спорных фигур российской истории, вокруг которой до сих пор ведутся споры о его истинном влиянии на императорскую семью и судьбу России.

После Февральской революции захоронение Распутина было найдено, и Керенский приказал Корнилову организовать уничтожение тела. Несколько дней гроб с останками простоял в специальном вагоне, а затем труп Распутина был сожжён ночью 11 марта в топке парового котла Политехнического института. Был составлен официальный акт о сожжении трупа Распутина:
Лесное. 10-11 марта 1917 года
Мы, нижеподписавшиеся, между 7 и 9 часами утра совместными силами сожгли тело убитого Григория Распутина, перевезённое на автомобиле уполномоченным временного комитета Государственной думы Филиппом Петровичем Купчинским в присутствии представителя Петроградского общественного градоначальника ротмистра 16 уланского Новоархангельского полка Владиміра Павловича Кочадеева. Самое сожжение имело место около большой дороги от Лесного в Пескаревку, в лесу при абсолютном отсутствии посторонних лиц, кроме нас, ниже руки приложивших:
Представитель от Обществен. Петрогр. Градон.
Ротмистр 16 Уланского Новоарх. п. В. КОЧАДЕЕВ.,
Уполномоч. Врем. Ком. Госуд. Думы КУПЧИНСКИЙ.
Студенты Петроградского политехнического
Института:
С. БОГАЧЕВ,
Р. ФИШЕР,
Н. МОКЛОВИЧ,
М. ШАБАЛИН,
С. ЛИХВИЦКИЙ,
В. ВЛАДіМИРОВ.
Печать круглая: Петроградский политехнический институт, начальник охраны.
Приписка внизу: Акт был составлен в моем присутствии и подписи расписавшихся удостоверяю.
Дежурный по караулам.
Прапорщик ПАРВОВ
Через три месяца после смерти Распутина его могила была осквернена. На месте сожжения были начертаны две надписи, одна из которых на немецком языке: «Hier ist der Hund begraben» («Здесь погребена собака») и далее «Тут сожжён труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года».
Согласно воспоминаниям Феликса Юсупова, тело Григория Распутина было доставлено в Чесменскую богадельню под Петербургом. После вскрытия молодая инокиня Акилина, утверждая, что Распутин изгнал из неё бесов, предъявила охране письмо от императрицы. Она омыла и облачила тело, вложив в руки покойного послание от Александры Фёдоровны: «Милый мученик, благослови меня, и да пребудет благословенье твоё со мною на стезе страданий в мире земном. Ты же поминай нас святыми молитвами в мире небесном! Александра».
Распутина отпевал знакомый с ним епископ Исидор (Колоколов). В своих мемуарах А. И. Спиридович упоминал, что Исидор не имел права совершать заупокойную литургию. Ходили слухи, что митрополит Питирим отказался отпевать Распутина. Также распространялись легенды, что при вскрытии и отпевании присутствовала жена Николая II.
Первоначально планировалось похоронить Распутина на его родине в селе Покровском. Однако из-за опасений по поводу возможных волнений, его похоронили в Александровском парке Царского Села, на территории строящегося храма Серафима Саровского, возводимого Анной Вырубовой.
М. В. Родзянко писал, что в Государственной Думе во время торжеств распространились слухи о возвращении Распутина в Петербург. В январе 1917 года Михаил Владимирович получил документ с многочисленными подписями из Царицына, сообщающий, что Распутин якобы бывал у В. К. Саблера и что жителям Царицына известно о его прибытии в столицу.