20 января 1953 года состоялся первый полет стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 (изделие 103М), разработанного под руководством советского авиаконструктора Владимира Михайловича Мясищева. Испытательный полет выполнил летчик-испытатель Федор Федорович Опадчий.
Подробности о М-4:
- История разработки: После Второй мировой войны Советский Союз стремился создать стратегический бомбардировщик, способный доставить ядерное оружие на большие расстояния, включая территории потенциальных противников, таких как США. Мясищев получил задание разработать первый советский реактивный стратегический бомбардировщик.
- Конструкция:
- М-4 был первым в мире реактивным бомбардировщиком, способным нести атомные бомбы и достигать межконтинентальных расстояний.
- Самолет имел четырехмоторную схему с турбореактивными двигателями. Его длина составляла около 48 метров, размах крыла – 53 метра.
- Бомбардировщик мог развивать скорость до 900 км/ч и имел практическую дальность около 9000 км.
- Вооружение:
- Основное вооружение М-4 составляли атомные и обычные бомбы, которые размещались в бомбовом отсеке.
- Защита самолета включала несколько пулеметных и пушечных установок для обороны от истребителей противника.
- Первый полет:
- Полет, выполненный Федором Опадчим, стал важной вехой в истории советской авиации. Испытание прошло успешно, продемонстрировав перспективность конструкции и высокие летные характеристики.
- Эксплуатация и модернизации:
- После успешных испытаний М-4 был принят на вооружение и вошел в состав стратегической авиации СССР.
- В последующие годы самолет несколько раз модернизировался для улучшения его летных и боевых характеристик.


М-4 стал основой для дальнейших разработок стратегических бомбардировщиков в СССР и сыграл ключевую роль в обеспечении стратегического паритета в эпоху холодной войны.