«Праздник Крещения». Василий Михайлович Шевчук
Тепло Победы и холод Иордани
В январе 1949 года в Саратове состоялись Крещенские купания, которые неожиданно стали причиной громкого политического скандала. Несмотря на официальное послабление в отношении Русской православной церкви, крещенские традиции, включая купание в ледяной воде, вызвали недовольство центральной власти.
Изменение курса и народная вера
После Великой Отечественной войны отношение Иосифа Сталина к религии смягчилось: гонения прекратились, а роль церкви в Победе была официально признана. В декабре 1948 года глава Совета по делам РПЦ Георгий Карпов призвал не препятствовать проведению богослужений и крестных ходов в праздничные дни. Однако, несмотря на это, религиозная жизнь оставалась в центре внимания власти.
Купания на Волге
На Крещение 19 января 1949 года в Саратове на Волге водосвятие проводил епископ Борис (Вик). Пятью годами ранее, будучи настоятелем Свято-Троицкого собора, он направил Сталину письмо, в котором верующие и духовенство собора сообщали о сборе 200 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Сталин тогда лично выразил благодарность собору.

Реакция властей
Службы и крестные ходы прошли без препятствий, как и предполагалось инструкцией Карпова. В крестных ходах участвовали тысячи людей: до 10 тысяч в Саратове, 5 тысяч в Вольске и 2 тысячи в Хвалынске. Но именно купания в ледяной купели Саратова привлекли внимание центральной прессы.
Спустя месяц газета «Правда» опубликовала фельетон «Саратовская купель», где говорилось о трагических последствиях обряда: якобы два участника купания заболели, один из них стал инвалидом.
Политические последствия
Скандал привел к отставке председателя Волжского райисполкома Саратова Ивана Прибытка и начальника местного общества спасения на водах Ивана Карамышева. Областной комитет партии постановил усилить антирелигиозную пропаганду, провести агитационные собрания и повысить идейный уровень школьного преподавания.
Епископу Борису Святейший Синод объявил выговор и перевел его на чкаловскую кафедру (в современный Оренбург). Возможно, это спасло его от дальнейших наказаний.
Вера на фоне политики
Этот случай демонстрирует сложность взаимоотношений между властью и религией в послевоенном СССР. Даже несмотря на декларативное признание роли церкви, религиозная деятельность оставалась под жестким контролем, а любые проявления массовой веры становились поводом для идеологических разборок.