Теоретик сценического искусства, актер и режиссер, народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился 17 (5 по старому стилю) января 1863 года в Москве в семье потомственных фабрикантов и промышленников Алексеевых.
К театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской линии, известная французская актриса Мари Варлей. В семье Алексеевых, где было девять детей помимо обычных предметов ребята изучали иностранные языки, танцы, фехтование.
17 января 1863 года родился легендарный артист, педагог и театральный режиссер Константин Станиславский.
Публикуем кинохронику работы Станиславского с актерами на репетиции спектакля «Тартюф» Мольера в 1938 году.
Фрагмент документального фильма из серии «Великие имена России» (1981).
Во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре – Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев. В кружке ставились переводные водевили, оперетты.
В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин начал службу в семейной фирме. Занимаясь днем семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.
Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него значительные личные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года.

Организуй самого себя. Научись трудное делать привычным,
привычное — лёгким и лёгкое — прекрасным.
⠀
Константин Станиславский
За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актером, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в «Горькой судьбине» и Платона Имшина в «Самоуправцах» Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в «Бесприданнице» Александра Островского (1890), а также Звездинцева в «Плодах просвещения» Льва Толстого (1891).
С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссерской частью в Обществе искусств. Им были поставлены спектакли «Уриэль Акоста» немецкого писателя Карла Гуцкова (1895), «Отелло» (1896), «Много шума из ничего» (1897) и «Двенадцатая ночь» (1897) английского драматурга Уильяма Шекспира, «Польский еврей» французских писателей Эмиля Эркмана и Александра Шатриана (1896), «Потонувший колокол» (1898) немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, в которых сам Станиславский сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха.
В 1898 году Станиславский вместе с театральным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ), в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.

«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе»
Константин Станиславский (1863—1938). Сегодня у него день рождения.
Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве
Связано с постановкой пьесы Антона Чехова «Чайка» в 1898 году. Затем были поставлены другие пьесы Чехова: «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.
Принципы режиссерского театра Станиславского
- Единство художественного замысла
- Целостность актерского ансамбля
- Психологическая обусловленность мизансцен
- Создание поэтической атмосферы спектакля
- Передача «настроения» каждого эпизода
- Жизненная достоверность образов
- Подлинность актерского переживания
Разработка системы Станиславского
В 1900-х годах Станиславский начал разрабатывать учение о творчестве актера, ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году он организовал при МХТ Первую студию, где преподавал по своей системе.

На любительской сцене в доме Андрея Карзинкина на Покровском бульваре в декабре 1884 года состоялось его первое выступление в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Также впервые молодой актёр работал под руководством артиста Малого театра Михаила Решимова, ставившего спектакль.
В день премьеры не обошлось и без курьёза, запомнившегося Константину Сергеевичу на всю жизнь. На склоне лет он сам рассказал об этом эпизоде: «В последнем акте пьесы, как известно, Подколесин вылезает в окно. Сцена, где происходит спектакль, была так мала, что приходилось, вылезая из окна, шагать по стоящему за кулисами роялю. Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн. Беда в том, что спектакль давался лишь как скучная прелюдия к предстоящим веселым танцам». Но в полночь не смогли найти мастера для починки рояля, и незадачливому исполнителю пришлось весь вечер сидеть в углу зала и петь все танцы подряд. «Это был один из самых веселых балов,— вспоминал К. С. Станиславский,— но, конечно, не для меня». Посочувствуем и мы не только бедному юноше, но и очаровательным барышням, лишившимся в этот вечер элегантного и умелого красавца кавалера…
Шедевры Станиславского
- Астров в «Дяде Ване»
- Вершинин в «Трех сестрах»
- Гаев в «Вишневом саде»
- Штокман в «Докторе Штокмане»
- Сатин в «На дне»
- Фамусов в «Горе от ума»
- Ракитин в «Месяце в деревне»
- Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты»
- Арган в «Мнимом больном»
- Кавалер в «Хозяйке гостиницы»
Оперная студия
В 1918 году Станиславский создал оперную студию при Большом театре, позднее ставшую самостоятельной. Он поставил оперы «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Севильский цирюльник».
Постановки после революции
Первая постановка после революции — «Каин» (1920). Значимые постановки включают «Ревизор» (1921) и «Горячее сердце» (1926).
Гастроли в США
С 1922 по 1923 год Станиславский с труппой МХТ гастролировал в США. Некоторые актеры остались за границей, пропагандируя «метод Станиславского».
В любительском спектакле 27 января 1885 года в театре Секретарёва на Последней Кисловке, играя в трёхактной комедии Виктора Крылова «Лакомый кусочек» роль помещика Бардина, Константин Алексеев впервые выступил под псевдонимом «Станиславский», перенятым от бывшего актёра-любителя, доктора Маркова. Но наслаждение своей сценической раскованностью оказалось недолгим:
Приходилось участвовать нередко в компании каких-то подозрительных лиц. Что делать? Играть было негде, а играть до смерти хотелось. Тут бывали и шулера, и кокотки. И мне, человеку «с положением», директору Русского музыкального общества, выступать в такой обстановке было далеко не безопасно с точки зрения моей «репутации». Приходилось скрыться за какой‑нибудь выдуманной фамилией. И я искал её в надежде, что она действительно меня скроет. В то время я увлекался одним любителем, доктором М., игравшим под фамилией Станиславского. Он сошёл со сцены, перестал играть, и я решил стать его преемником, тем более что польская фамилия, как мне тогда казалось, лучше укрывала меня. Однако я ошибся. Вот что случилось.
Я играл какой-то французский трёхактный водевиль, действие которого происходило в уборной актрисы, за кулисами. Завитой, расфранчённый, я влетел на сцену с громадным букетом. Влетел…и остолбенел. Передо мной в центральной главной ложе сидели отец, мать, старушки-гувернантки. А в последующих актах мне предстояли такие сцены, которые не могли бы быть пропущены строгой семейной цензурой. Я сразу одеревенел от конфуза и смущения. Вместо бойкого разбитного молодого человека у меня получился скромный, воспитанный мальчик. Вернувшись домой, я не смел показаться на глаза домашним. На следующий день отец сказал мне только одну фразу:
— Если ты непременно хочешь играть на стороне, то создай себе приличный кружок и репертуар, но только не играй всякую гадость бог знает с кем.
Старая гувернантка, помнившая меня ещё в колыбели, воскликнула:
— Никогда, никогда я не думала, что наш Костя, такой чистый молодой человек, способен публично… Ужасно! Ужасно! Зачем глаза мои видели это?!
—Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве Собрание сочинений, том 1. «Проспект», 2015, с. 110-11

Труд «Моя жизнь в искусстве»
Во время пребывания в США Станиславский написал «Моя жизнь в искусстве», опубликованную в 1924 году в США и в 1926 году в СССР. В 1938 году был опубликован первый том его книги «Работа актера над собой».
Признание и награды
Станиславский был почетным академиком Российской академии наук и Академии наук СССР. В 1936 году получил звание народного артиста СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Личная жизнь
Станиславский был женат на Марии Петровне Лилиной. У них было трое детей: Ксения, Кира и Игорь. Кира была замужем за художником Робертом Фальком и возглавляла Дом-музей Станиславского.
Наследие
- В 1941 году создан Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
- В 1963 году имя Станиславского присвоено Карагандинскому государственному русскому драматическому театру.
- В 1992 году создан Фонд К.С. Станиславского, возродивший имение «Любимовка» и создавший международный театрально-культурный центр.
- Учреждена Международная премия Станиславского.
- С 2004 года проводится Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского».
- Именем Станиславского названы улицы в различных городах.

Станиславский умер 7 августа 1938 года на 76-м году жизни в Москве. Вскрытие показало гипертрофию сердца, эмфизему лёгких, аневризмы. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково было заключение врачей-патологоанатомов. Похоронен 9 августа 1938 года на Новодевичьем кладбище (участок № 2).