Советские инженеры довели технологию перемещения домов с жильцами до совершенства

Передвижение зданий: технология и история

Передвижение зданий — уникальная строительная практика, позволяющая сохранить архитектурные объекты, не разрушая их, но перемещая на новое место. Эта технология известна с древности, но получила широкое развитие в XX веке, особенно в Советском Союзе.


Репортаж о передвижении домов в СССР (1979 год).

Исторический контекст

  1. Первые попытки перемещения:
    • 1455 год, Болонья, Италия:
      Архитектор Аристотель Фиорованти перенёс колокольню церкви Святого Марка. Высота здания составляла 10,5 метров, и операция прошла успешно благодаря точным расчётам и применению примитивных, но эффективных технологий.
    • 1812 год, Моршанск, Российская империя:
      В Моршанске была перемещена деревянная церковь. Это было локальное событие и не привело к массовому распространению практики в империи.
    • 1897 год, Москва:
      Особняк на Каланчёвской улице перенесли на 100 метров, чтобы освободить место для строительства железнодорожных путей. Это был один из первых крупных примеров передвижения каменного здания в России.
  2. Советский Союз: Эра массового перемещения зданий: После утверждения Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года, передвижка зданий стала регулярной практикой. В рамках плана улицы столицы расширялись и перестраивались, а многие здания нужно было либо сносить, либо перемещать.Известные примеры:
    • Дома на улице Горького (ныне Тверская).
    • Здания на улицах Осипенко (Садовническая) и Серафимовича.

Технология перемещения зданий

Основные этапы передвижения:

  1. Подготовка конструкции:
    • Под здание устанавливали рандбалки из железобетона или металла для укрепления стен.
    • Применялись поперечные и ходовые балки, которые служили опорой и одновременно «рельсами» для перемещения.
  2. Перемещение:
    • Здание передвигали по железнодорожным рельсам с использованием:
      • Катков или шаров для распределения веса.
      • Салазок, которые обеспечивали плавное движение.
    • Перемещение осуществлялось с помощью:
      • Электролебедок и тросов.
      • Домкратов (ручных и электрических).
  3. Фундамент:
    • На новом месте заранее сооружали фундамент, куда аккуратно устанавливалось здание после перемещения.
  4. Санитарно-технические работы:
    • Установка временных систем канализации, водоснабжения и отопления.
    • Удаление старых труб на предыдущем месте.

Комфорт для жителей

Одной из особенностей передвижения зданий в СССР было то, что жильцы не покидали свои квартиры. Для обеспечения их комфорта применялись следующие меры:

  1. Электроснабжение:
    Длину электрических кабелей увеличивали, чтобы они могли подавать ток в здание на всём маршруте.
  2. Канализация:
    Использовались специальные шланги, соединённые с временными колодцами. В зимний период сооружались временные канализационные системы.
  3. Водопровод:
    Устанавливались временные водомеры, которые подавали воду из городской системы через шланги. Для больших расстояний прокладывали временные водопроводные линии.
  4. Отопление:
    • В здании сооружали небольшую котельную, часто прямо на лестничной клетке или первом этаже.
    • Если это было невозможно, использовали передвижные котельные на специальных платформах.

Примеры успешных перемещений

  1. Москва, улица Горького:
    Несколько зданий были перемещены на десятки метров, чтобы освободить место для расширения улицы.
  2. Дом на Садовнической улице:
    Один из самых известных примеров, где здание перенесли не только по прямой линии, но и повернули под углом.
  3. Улица Серафимовича:
    Здесь передвижение происходило в сложных условиях, требовавших криволинейного перемещения.

Заключение

Передвижение зданий — это пример того, как технические достижения позволили сохранить архитектурное наследие, приспособив его к новым условиям. Советские инженеры довели эту технологию до совершенства, обеспечивая минимальные неудобства для жителей и сохраняя уникальность городской застройки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER