14 января 1824 года родился Владимир Васильевич Стасов

отadmin

Янв 14, 2025

Владимир Васильевич Стасов (1824–1906) был выдающимся русским критиком, искусствоведом, библиографом и общественным деятелем. Он родился в Санкт-Петербурге в семье известного архитектора Василия Стасова и стал третьим из четырёх сыновей. С юных лет проявлял интерес к искусству, литературе и музыке, что впоследствии определило его жизненный путь.

Ранние годы и образование

В возрасте 12 лет Владимир поступил в Училище правоведения, где начал увлекаться музыкой. В 1842 году, ещё будучи студентом, написал статью о Ференце Листе, но не опубликовал её. После окончания училища в 1843 году он поступил на службу в Сенат, а затем работал в различных департаментах, включая Департамент юстиции.

Начало литературной и критической деятельности

Стасов начал свою литературно-критическую деятельность в 1847 году с публикации статьи о французском композиторе Гекторе Берлиозе в журнале «Отечественные записки». Вскоре он стал сотрудничать с этим журналом и начал писать о музыке, живописи, скульптуре и архитектуре.

Владимир Васильевич Стасов

Отец — архитектор В. П. Стасов. В 1836 зачислен в Училище правоведения, к-рое окончил в 1843. Службу начал пом. секр. в межевом деп.Сената. С 1848 служил секр. в Деп. герольдии, а с 1850 — пом. юрисконсульта в Деп. юстиции. Свободно владел шестью яз. Заинтересовавшись изучением искусства, в 1851 вышел в отставку и уехал за границу с уральским промышленником, меценатом А. Н. Демидовым в кач-ве его секр. и консультанта по вопросам искусства. Побывал в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, почти во всех городах Италии. Работал в крупнейших заруб, б-ках и арх. Был б-рем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции.

Научная и критическая деятельность Владимир Васильевич Стасов. очень разнообразна (русская история, фольклор, история искусств). Основная историко-литературная работа Владимир Васильевич Стасов. — «Происхождение русских былин» — вызвала большую полемику в научных кругах. В ней Владимир Васильевич Стасов, опираясь на теорию Бенфея, развивал ту мысль, что русские былины не имеют в себе ничего действительно русского и являются перенесением на русскую почву восточных (индийских и др.) тем и мотивов через посредство тюркских и монгольских народов. Основная цель работы, как указал сам автор, — борьба со славянофильской трактовкой образов былинных героев как воплощений истинно-русской народной души. Работа вызвала ожесточенные нападки на автора (Гильфердинг, О. Миллер, Бессонов и др.). Но точка зрения Владимира Васильевича Стасова нашла поддержку у В. Ф. Миллера и особенно у Г. Н. Потанина. Владимир Васильевич Стасов действительно переоценил значение восточных мотивов в былинах, допуская часто поверхностные и схематические сближения русских произведений с воссточными. Однако его работа сыграла в свое время большую роль в разрушении славянофильской трактовки русского фольклора, показав необходимость учета международных связей при изучении истории русской устной поэзии.

Илья Репин знакомит Максима Горького с критиком Владимиром Стасовым.

В многочисленных критических статьях, охватывающих область музыки, театра, живописи и лит-ры, Владимир Васильевич Стасов всегда на первое место ставил идейность и правдивость произведения. Враг всяких внешних эффектов, Владимир Васильевич Стасов считал основной задачей художника воссоздавать «те характеры, типы, события ежедневной жизни, которые первый научил видеть и создавать Гоголь». В соответствии с этим Владимир Васильевич Стасов явился лит-ым выразителем художественной идеологии «новой русской музыкальной школы», прозванной им «могучей кучкой», творческая практика к-рой содержала в себе элементы народничества и реализма. В области живописи Владимир Васильевич Стасов явился горячим защитником передвижничества. В лит-ре Владимир Васильевич Стасов высоко ставил Толстого и жестоко критиковал раннего Тургенева за «тепленькую водичку кротости и смирения», хотя последующие его произведения, в частности «Новь», ошибочно ставил очень высоко.

Сторонник национальной самобытности русского искуства, Владимир Васильевич Стасов хотя и был чужд реакционно-славянофильской трактовке самобытности, однако, одновременно враждебно относился к революционно-демократическому ее пониманию. Поэтому Стасов и не смог понять подлинную природу русской народной эпической поэзии.Библиография:

Арест и ссылка

За связи с петрашевцами, группой молодых революционеров, в 1848 году Стасов был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После освобождения в 1851 году он отправился за границу, где работал библиотекарем у промышленника Анатолия Демидова и изучал европейские библиотеки и архивы.

Стасов в гостях у Ильи Репина в Пенатах (вместе со своим секретарём), 1905

Деятельность в Публичной библиотеке

В 1854 году Стасов вернулся в Россию и стал работать в Императорской Публичной библиотеке. Его работа там была связана с систематизацией фондов, организацией выставок и пополнением коллекций. В 1872 году он был назначен заведующим Художественным отделом, превратив его в центр культурной жизни.

Вклад в культуру и искусство

Стасов сыграл ключевую роль в становлении «Могучей кучки» — группы русских композиторов, включая Мусоргского, Римского-Корсакова и Бородина. Он также активно поддерживал «Товарищество передвижных выставок» и был одним из его главных вдохновителей.

Личная жизнь и научная деятельность

Стасов свободно владел шестью языками и был известен своим энциклопедическим умом. Он писал работы по библиотековедению, искусствоведению, археологии, филологии и этнографии. Его вклад в культурную жизнь России был признан, и в 1884 году он получил чин тайного советника, а в 1900 году был избран почётным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Могила В. В. Стасова в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Последние годы и наследие

Владимир Стасов умер 23 октября 1906 года и был похоронен в Александро-Невской лавре. Его вклад в развитие русской культуры и искусства остаётся значительным, а его работы продолжают изучаться и использоваться в научных и культурных кругах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER