Ту-85 — это дальний бомбардировщик, созданный ОКБ Туполева в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Он стал последним тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком с поршневыми двигателями, разработанным в СССР.
История создания:
- Разработка Ту-85 началась в 1948 году как ответ на необходимость создания стратегического бомбардировщика с большой дальностью полета. Основой для проекта послужил американский Boeing B-29, чей лицензионный аналог, Ту-4, уже производился в СССР.
- Цель создания Ту-85 заключалась в обеспечении возможности нанесения ударов по стратегическим целям на значительном удалении от баз, что диктовалось необходимостью увеличения дальности полета до 12 000 км.
- Первый полет состоялся 9 января 1951 года. Экипаж возглавлял А.Д. Перелет, опытный летчик-испытатель.

Особенности конструкции:
- Двигатели: На Ту-85 установили уникальные поршневые двигатели АШ-73ТК мощностью 4000 л.с., которые были специально разработаны для этого самолета. Эти двигатели отличались низким расходом топлива, что способствовало увеличению дальности полета.
- Фюзеляж и крыло были оптимизированы для длительных полетов на больших высотах и скоростях.
- Вооружение: Ту-85 оснащался мощным оборонительным вооружением и мог нести значительное количество бомб.
Судьба проекта:

- Всего было построено два экземпляра Ту-85. Несмотря на успехи в испытаниях, проект был прекращен из-за появления реактивной авиации, которая на тот момент начала вытеснять поршневую технику. В частности, начало разработки реактивного бомбардировщика Ту-95 сыграло ключевую роль в сворачивании программы Ту-85.
Ту-85 стал важной вехой в истории советской авиации, демонстрируя переходный этап от поршневых двигателей к реактивным, и оставил след в развитии стратегических бомбардировщиков.