Первый полет самолета «К»: начало разработки крылатых ракет в СССР
4 января 1951 года вошло в историю как важная дата в развитии советской авиации и ракетостроения. В этот день летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан совершил первый полет самолета-аналога «К». Этот уникальный летательный аппарат был создан в рамках программы по разработке крылатой ракеты КС-1.
Создание самолета-аналога «К»
Самолет-«К» разрабатывался как пилотируемый аналог крылатой ракеты КС-1, созданной на основе германской ракеты Fieseler Fi 103 (Фау-1) и американского самолета-снаряда Republic-Ford JB-2 Loon. Основной задачей «К» была отработка систем управления и аэродинамических характеристик крылатой ракеты в безопасном пилотируемом режиме.
Разработкой занималось ОКБ-156, возглавляемое А.Н. Туполевым, с использованием накопленного опыта в проектировании боевых самолетов и ракетной техники.
- Назначение: самолет «К» предназначался для проверки аэродинамики, систем управления и тестирования поведения крылатой ракеты на различных этапах полета.
- Дизайн: внешне самолет «К» напоминал ракету, имея обтекаемую форму и компоновку, близкую к крылатой ракете КС-1.
Испытания и доработка
Первый полет самолета «К» 4 января 1951 года был выполнен с наземного взлета. Полет проводился под руководством одного из самых опытных летчиков-испытателей того времени — Амет-Хана Султана, чей вклад в советскую авиацию был бесценным.

После этого начались интенсивные испытания:
- Весна 1951 года:
Бомбардировщик Ту-4КС был доработан для использования самолета-аналога «К» в качестве подвесного элемента. Самолет-носитель был оснащен специальным оборудованием для крепления ракеты или аналога «К». - Первый сброс:
В мае 1951 года был совершен первый полет с отцепкой самолета «К» от Ту-4КС. Испытания показали перспективность использования подобного подхода для отработки технологии крылатых ракет. - Расширение программы:
К испытаниям подключились еще три самолета-аналога «К», которые позволили ускорить процесс доводки систем управления и адаптации ракеты КС-1 к условиям боевого применения.
Значение программы
Проект самолета «К» и ракеты КС-1 стал важным шагом в развитии советских крылатых ракет:
- КС-1 был разработан для поражения морских и наземных целей с использованием авиационного носителя.
- Самолет-носитель Ту-4 позволял доставлять ракету на большие расстояния, увеличивая ее тактическую ценность.
Параллельно велись работы над следующими поколениями крылатых ракет, что в конечном итоге привело к созданию мощных систем, таких как ракеты Х-20 и другие.
Роль Амет-Хана Султана
Амет-Хан Султан — легендарный летчик-испытатель, внесший огромный вклад в развитие авиации. Он не только испытал самолет «К», но и участвовал в проверке множества других экспериментальных самолетов и ракетных систем, став одним из символов советского авиастроения.