2 января 1927 года родился Юрий Николаевич Григорович

Юрий Николаевич Григорович (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся хореограф и балетмейстер, внёсший неоценимый вклад в развитие классического и современного балета. Его творчество повлияло на балетное искусство XX века, задав новые стандарты драматургии и художественного оформления спектаклей.


Ранние годы и начало карьеры

Родился в Ленинграде, где с раннего возраста проявлял интерес к искусству. В десятилетнем возрасте, благодаря инициативе матери и артиста Александра Орлова, поступил в Ленинградское хореографическое училище. Во время Великой Отечественной войны училище эвакуировали, что не помешало Юрию участвовать в спектаклях, включая премьеру балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». После возвращения в Ленинград в 1944 году окончил училище в 1946 году и был принят в Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова.

На сцене театра Григорович зарекомендовал себя как гротесковый танцовщик и стал первым исполнителем некоторых ключевых партий, включая Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость».


Творческий путь хореографа

Ленинградский театр

В 1961—1964 годах был главным балетмейстером Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Одной из первых значимых постановок стал балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок» (1957), который знаменовал начало симбиоза драмбалета и симфонизма. Совместная работа с художником Симоном Вирсаладзе стала важной частью его творческого почерка.

Большой театр

С 1964 по 1995 год Юрий Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра. Этот период стал эпохой изменений в хореографическом искусстве. Среди его знаковых постановок:

  • «Щелкунчик» (1966)
  • «Спартак» (1968)
  • «Иван Грозный» (1975)

Стиль Григоровича сочетал классическую балетную традицию с новаторскими идеями драматургии и музыкальной интерпретации. Однако его управление труппой нередко сопровождалось конфликтами: он строго придерживался авторитарного стиля, что вызывало напряжение среди артистов, включая Майю Плисецкую и Владимира Васильева.


Международная деятельность и поздний период

После ухода из Большого театра в 1995 году Григорович начал ставить свои спектакли с российскими и зарубежными труппами. Сотрудничал с Краснодарским театром балета, где в 1997 году поставил «Лебединое озеро», а затем перенёс на сцену театра другие свои работы.

С 2008 года вновь стал штатным хореографом Большого театра.


Общественная и педагогическая деятельность

Григорович является не только выдающимся балетмейстером, но и активным участником развития танцевального искусства:

  • Возглавлял кафедры хореографии в ведущих учебных заведениях.
  • Был президентом Комитета танца Международного института театра и председателем жюри международных балетных конкурсов.
  • Учредил программу и премию Benois de la Danse, высоко ценимую в мире танца.

Он также активно участвовал в организации культурных мероприятий, включая церемонии открытия и закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.


Награды и признание

Юрий Григорович удостоен множества наград:

Его имя прочно связано с выдающимися достижениями балетного искусства, а влияние на развитие хореографии остаётся значимым по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER