10 ноября 1888 года в селе Пустомазово, Тверской областиродился Туполев Андрей Николаевич . Во время своего обучения в Тверской гимназии проявил большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище. В училище серьезно увлекся аэродинамикой.
В 1909 году Андрей Туполев вступил в состав Воздухоплавательного кружка. Его участие в постройке планера позволило ему совершить первый самостоятельный полет в 1910 году. Однако, в 1911 году его учеба и научная деятельность были прерваны из-за участия в студенческих волнениях и распространения нелегальной литературы. Это привело к его аресту и высылке из Москвы на родину под негласным надзором полиции.
Накануне Первой мировой войны Туполев сумел вернуться в Москву, где успешно закончил Училище в 1918 году.
Он начал свою трудовую и научную деятельность с разработки первого в России авиационного расчетного бюро и создания первых аэродинамических труб в училище. Вместе с Жуковским он стал одним из организаторов ЦАГИ и окончательно определил свое призвание.

С 1918 по 1936 год Туполев был членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолетостроению. Он убедился в том, что кольчугалюминий, который впервые стали производить на Кольчугинском заводе и заменил непрочное дерево и тяжелое железо, является достойной альтернативой для самолетостроения.
21 октября 1923 года — Совершил свой первый полёт самолёт АНТ-1 конструкции А. Н. Туполева
В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолет ТБ-1, который считался одним из лучших бомбардировщиков в мире. В 1932 году был разработан улучшенный самолет ТБ-3 (АНТ-6), который в 1937 году использовался для высадки экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под его руководством был создан самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолет АНТ-20 «Максим Горький» с восемью двигателями и пассажировместимостью до 60 человек.
5 января 1936 года Туполев стал первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году он возглавил делегацию работников авиапромышленности, отправленных в США для закупки оборудования и лицензий.
21 октября 1937 года он был арестован и осужден на 15 лет лишения свободы. После этого работал в закрытом конструкторском бюро НКВД. 19 июля 1941 года был досрочно освобожден и реабилитирован 9 апреля 1955 года.
Он был создателем самолета Ту-2, разработанным после его освобождения. Этот бомбардировщик вошел в серийное производство, и во время войны было выпущено 800 самолетов. Всего до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 самолетов Ту-2 различных модификаций и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.


В годы Великой Отечественной войны Туполев активно участвовал в работе Казанского авиационного института, руководил продувками моделей своих самолетов, что позволило создать новые боевые самолеты и их модификации. Позднее он создал стратегический бомбардировщик Ту-4.
2 октября 1962 года — Первый регулярный рейс самолета Ту-124
После Второй мировой войны КБ Туполева разработало реактивный бомбардировщик Ту-16 и первый отечественный реактивный гражданский самолет — Ту-104.
В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолет Ту-114. Под руководством Туполева было спроектировано более 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах было установлено 78 мировых рекордов, и было выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Андрей Николаевич Туполев скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронили его на восьмом участке Новодевичьего кладбища.