Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия — Гришин) был выдающимся русским советским скульптором, мастером монументальной пластики и представителем соцреалистической школы. Родился (19 декабря 1900 года в селе Рамушево в семье кузнеца. В детстве и юности жил в деревне Рамушево, и именно это место оказало глубокое влияние на его мировоззрение. В своих воспоминаниях он отмечал красоты окружающей природы, которые оставили неизгладимый след в его душе, наполненные лиризмом образы деревенской жизни позднее нашли отражение в его творчестве.

Во время Первой мировой войны его отец ушёл на фронт, а молодой Николай взял на себя ответственность за семью. С началом Гражданской войны он был призван в Красную армию, где участвовал в боевых действиях и был ранен. После войны он развил интерес к изобразительному искусству, во многом благодаря художнику Василию Сварогу, который посоветовал ему заняться лепкой.

Творческий путь Томского начался в Петрограде, куда он отправился в 1923 году. Он поступил на скульптурный факультет Художественно-педагогического техникума и завершил обучение в 1927 году под руководством известного скульптора Всеволода Лишева. Уже в 1925 году Николай выставил свои работы на экспозиции в Ленинградском музее Революции, посвященной памяти Владимира Ленина, что стало началом его карьерного роста.

Томский прославился благодаря своим многочисленным памятникам и монументальным скульптурам, многие из которых были посвящены советским лидерам и революционерам, особенно Владимиру Ленину. Его работы отличались сочетанием патетики и героического пафоса, что было характерно для социалистического реализма. Он создавал скульптуры военачальников, героев Великой Отечественной войны, политиков, деятелей культуры и науки.

Одна из его наиболее известных работ — памятник Сергею Кирову, установленный в Ленинграде в 1938 году, за который он получил свою первую Сталинскую премию. В годы Великой Отечественной войны Томский участвовал в маскировочных работах в блокадном Ленинграде, возглавляя бригаду скульпторов, которые работали над агитационными плакатами и панно.

После войны его карьера продолжила развиваться. Томский руководил бригадами скульпторов, участвовавших в создании монументальных фигур для московских высоток и оформлении станций метро. В его портретных работах того времени углубилась индивидуальная характеристика моделей, а его скульптуры приобрели психологическую глубину.

Томский преподавал в Московском художественном институте, где был ректором с 1964 по 1970 годы. Он также возглавлял творческую мастерскую в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде.

Как общественный деятель, Томский активно участвовал в сохранении культурного наследия, в частности, его усилиями был сохранён Храм Всемилостивого Спаса, который планировалось снести в 1970-х годах. Благодаря его вмешательству храм был отреставрирован и сохранён.

Томский получил множество наград за свою работу. Среди них Ленинская премия, пять Сталинских премий, Государственная премия СССР и звание Героя Социалистического Труда. Он был действительным членом и президентом Академии художеств СССР, членом Союза художников СССР, а также делегатом съездов КПСС и депутатом Верховного Совета РСФСР.

Скончался Николай Васильевич Томский 22 ноября 1984 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER