18 декабря 1981 года стал важной вехой в истории советской авиации: в этот день состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Ту-160, разработанного ОКБ имени Туполева. Это событие ознаменовало начало эпохи эксплуатации самого крупного и мощного сверхзвукового бомбардировщика в истории авиации, получившего прозвище «Белый лебедь» за элегантные формы и способность к стремительным маневрам.
Предпосылки создания
Разработка Ту-160 началась в 1970-х годах в ответ на появление в США стратегического бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. СССР требовался аналогичный самолет с высокой дальностью полета, способностью преодолевать современную систему ПВО и нести большое количество вооружения, включая ядерное.
Основными требованиями к самолету были:
- Переменная геометрия крыла для обеспечения высокой маневренности и оптимальной аэродинамики.
- Высокая скорость полета (до 2 Махов).
- Большая дальность (более 12 000 км).
- Возможность нести широкий спектр вооружений.
Первый полет
Первый полет Ту-160 состоялся на аэродроме в Жуковском. Самолет пилотировал экипаж под руководством заслуженного летчика-испытателя СССР Бориса Веремея. Полет прошел успешно, подтвердив основные летные характеристики машины.
Конструкция и характеристики
Ту-160 стал венцом достижений советского самолетостроения. Он оборудован четырьмя турбореактивными двигателями НК-32, которые обеспечивают ему не только высокую скорость, но и внушительную дальность полета. Конструкция включает:
- Крыло переменной стреловидности, позволяющее оптимизировать аэродинамические параметры на разных режимах полета.
- Системы дозаправки в воздухе, что существенно увеличивает боевой радиус.
- Современные на тот момент системы навигации и управления вооружением.
Боевые возможности
Ту-160 способен нести до 40 тонн вооружений, включая:
- Крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
- Различные бомбы, включая высокоточные. Это делает его универсальной платформой для стратегических операций.
Эксплуатация
Ту-160 официально принят на вооружение в 1987 году. На протяжении десятилетий он оставался ключевым элементом ядерной триады России. После распада СССР все самолеты остались в России и частично были модернизированы.
Ту-160 продолжает служить и сегодня, его модернизированные версии оснащаются новейшими системами вооружения и авионики. В 2022 году был начат выпуск глубоко модернизированной версии — Ту-160М.

Этот самолет стал символом мощи и технологической эволюции советской и российской авиации, представляя собой пример передовых инженерных решений и стремления к превосходству в стратегической авиации.