В биографии философа множество пробелов. Историки до сих пор не знают, состоял ли он в браке и были ли у него наследники. Достоверно установлена дата рождения мыслителя – 26 мая 1829 года. Сведений о матери мальчика не сохранилось, зато известно, что он и его братья с сестрами был незаконнорожденными наследниками князя Павла Гагарина. Ни дворянский титул, ни свою фамилию отец отпрыскам дать не мог – такая судьба ожидала всех детей, рожденных от межсословных отношений.
В 1849 году гимназист получил аттестат о начальном образовании, после чего уехал в Одессу – поступать на юриста в известный на всю страну лицей Ришелье. Статус этого учебного заведения был вторым по значимости после прославленного лицея в Царском селе. Преподавательский состав и уровень образовательной подготовки ставили Ришельевский лицей на один уровень с лучшими университетами России.
Здесь юноша проучился почти три года, пока не скончался дядюшка, оплачивавший учебу. Несмотря на очевидные таланты студента и его безупречное поведение, руководство лицея не нашло возможности субсидировать его дальнейшее обучение. Николаю пришлось покинуть вуз и учиться жить самостоятельно. Годы учебы не прошли даром: полученные в заведении знания в области естественных наук и философии стали фундаментом для становления будущего философа и основоположника русского космизма.
В 1854-м Федоров получил право на преподавание. С этим документом он отправился в Липецк, где устроился преподавателем географии и истории. Более пятнадцати лет он проработал учителем в школах под Тамбовом, Москвой, Тулой и Ярославлем. В конце 1860-х молодой педагог начал ездить в Москву, куда его приглашали давать частные уроки детям состоятельных чиновников и торговцев. В 1869-м Федоров окончательно обосновался в белокаменной, поступив на службу в только что созданную общественную библиотеку.
Во время работы в библиотеке Федоров сблизился с Константином Циолковским – будущим гением отечественной космонавтики. В Москве Циолковский намеревался поступить в Высшее техническое училище, но не смог сдать вступительные экзамены. Тогда молодой ученый решил получать образование самостоятельно, обратившись за помощью к Николаю Федорову. Тамбовский педагог помог Константину Эдуардовичу изучить такие науки, как физика, химия, астрономия, высшая математика и прочие важные предметы. Вечера учитель и ученик посвящали гуманитарным наукам.
Во время работы в библиотеке Федоров сблизился с Константином Циолковским – будущим гением отечественной космонавтики. В Москве Циолковский намеревался поступить в Высшее техническое училище, но не смог сдать вступительные экзамены. Тогда молодой ученый решил получать образование самостоятельно, обратившись за помощью к Николаю Федорову. Тамбовский педагог помог Константину Эдуардовичу изучить такие науки, как физика, химия, астрономия, высшая математика и прочие важные предметы. Вечера учитель и ученик посвящали гуманитарным наукам.
Родоначальник русского космизма – такое определение стало главным для личности Николая Федорова. По мнению философа, открытая Коперником геоцентрическая система должна была заставить средневековых ученых поменять взгляды на мироустройство планеты. С появлением космических перспектив у людей появились сложные, но невероятно интересные задачи. Федоров часто вспоминал следующие слова Циолковского:
«Земля – колыбель человечества, но не вечно же ему жить в колыбели!»
Этот человек, который мыслил языком некой фантастики. Он предположил две ветви развития человека в будущем. Я вам приведу как раз вот эти два пути:
Первый путь развития человечества
Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.
Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.
Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.
Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.
Второй путь развития человечества
Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.
Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе. К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге. Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.
Что нам сегодня и преподносят из Западной цивилизации. Гомосуксеализм, феминизм, Бога упростили. Любовь к ближнему – нет это предрассудки. Мы, по сути, идем в пропасть, Россия пытается задержатся. Россия островок стабильности, и наше начало не спасать некого. Мы на своей лодке и если мы её перегрузим мы её потопим и угробим себя.
Нужно делать выбор. Вот что получается… Мы считаем многих людей предсказателями, но, ведь Николай Федорович таким не являлся, но он четко высказал свою теорию про второе развитие человека, и мы слепо идем за ней. Единственное спасение что мы движемся медленнее чем Европа или Америка. У них в странах уже сектантство и оккультизм зашкаливают. Ватикан проповедует аморальность. Социальные сети всем говорят об цифровой инквизиции.
Ну поживем увидим.
Николай Федорович скончался 15 декабря 1903 года в клинике для малоимущих. Похоронили русского философа-футуриста в Москве, на кладбище Скорбященского монастыря.