Катастрофа Як-40 в Бухаре, в результате которой погибли 7 человек, произошла из-за ряда технических неполадок и ошибок, усугубивших ситуацию во время взлета. Рассмотрим детали происшествия и его ключевые аспекты.
Предыстория и подготовка к взлету
Перед взлетом экипаж выполнял все процедуры согласно инструкции:
- Стабилизатор был установлен на -3°.
- Рули высоты были расстопорены и проверены на работоспособность.
- На предварительном старте закрылки были выпущены на 20°.
После получения разрешения экипаж занял исполнительный старт в 50–100 метрах от начала взлетно-посадочной полосы (ВПП) и начал разбег.
Ситуация во время взлета
- На 18–19 секунде разбега при скорости 145–150 км/ч командир экипажа начал тянуть штурвал «на себя», чтобы поднять переднюю стойку шасси, но почувствовал помеху движению.
- Второй пилот подтвердил, что рули расстопорены (индикатор показывал «зеленый» сигнал), и попытался снова расстопорить рули при выключенном автоматическом защитном устройстве (АЗС).
- Стабилизатор был установлен на -5°, чтобы увеличить момент на кабрирование (подъем носа самолета), но ситуация не изменилась.
Когда до конца полосы оставалось 300 метров, командир экипажа принял решение прервать взлет.
Действия экипажа:
- Отключили двигатели.
- Закрыли пожарные краны.
- Обесточили самолет.
На 34–37 секунде взлета была задействована тормозная система, но к этому моменту самолет уже набрал скорость 215 км/ч. Из-за высокой скорости подъемная сила самолета уменьшила сцепление колес с полосой, что снизило эффективность торможения.
Столкновение и разрушение самолета
- Як-40 выкатился с ВПП на высокой скорости.
- Самолет проехал всю концевую полосу безопасности длиной 400 метров.
- Врезался в деревья, от удара у самолета оторвались обе плоскости крыла.
- Далее самолет столкнулся с бруствером траншеи, что привело к разлому фюзеляжа.
- Самолет остановился в 140 метрах от полосы безопасности и 540 метрах от торца ВПП.
- Произошел пожар, который усугубил тяжесть происшествия.
Пострадавшие:
- 7 пассажиров погибли.
- Оставшиеся пассажиры и экипаж смогли эвакуироваться:
- Пилоты открыли дверь кабины и вывели 5 пассажиров через верхний люк.
- Еще 3 пассажира выбрались через проломы в фюзеляже.
Причины катастрофы
Экспертиза выявила, что руль высоты находился в застопоренном состоянии, что сделало невозможным нормальный подъем самолета.
- Состояние руля высоты:
При исследовании механизма стопорения УТ-6Д было обнаружено, что шток вышел на 17–18 мм, что соответствует застопоренному положению руля. - Технические проблемы:
- Эксперты ГосНИИ ГА отметили, что система УТ-6Д склонна к дефектам из-за коррозии штепсельных разъемов.
- Коррозия нарушает работу сигнализации стопорения и может привести к самопроизвольному срабатыванию электромеханизмов на стопорение.
- Ошибки экипажа:
- Экипаж поздно обнаружил проблему со стопорением руля высоты.
- Решение прервать взлет было принято слишком поздно, когда скорость самолета уже была высокой, что сделало торможение неэффективным.
Выводы
Катастрофа произошла из-за комбинации технических неисправностей и позднего принятия решений экипажем. Основная причина – самопроизвольное срабатывание механизма стопорения руля высоты, вероятно, из-за дефекта системы УТ-6Д. Это происшествие показало уязвимость систем сигнализации и управления стабилизатором на самолетах Як-40.