14 декабря 1974 года — Катастрофа Як-40 в Бухаре

отadmin

Дек 14, 2024

Катастрофа Як-40 в Бухаре, в результате которой погибли 7 человек, произошла из-за ряда технических неполадок и ошибок, усугубивших ситуацию во время взлета. Рассмотрим детали происшествия и его ключевые аспекты.


Предыстория и подготовка к взлету

Перед взлетом экипаж выполнял все процедуры согласно инструкции:

  1. Стабилизатор был установлен на -3°.
  2. Рули высоты были расстопорены и проверены на работоспособность.
  3. На предварительном старте закрылки были выпущены на 20°.

После получения разрешения экипаж занял исполнительный старт в 50–100 метрах от начала взлетно-посадочной полосы (ВПП) и начал разбег.


Ситуация во время взлета

  • На 18–19 секунде разбега при скорости 145–150 км/ч командир экипажа начал тянуть штурвал «на себя», чтобы поднять переднюю стойку шасси, но почувствовал помеху движению.
  • Второй пилот подтвердил, что рули расстопорены (индикатор показывал «зеленый» сигнал), и попытался снова расстопорить рули при выключенном автоматическом защитном устройстве (АЗС).
  • Стабилизатор был установлен на -5°, чтобы увеличить момент на кабрирование (подъем носа самолета), но ситуация не изменилась.

Когда до конца полосы оставалось 300 метров, командир экипажа принял решение прервать взлет.

Действия экипажа:

  1. Отключили двигатели.
  2. Закрыли пожарные краны.
  3. Обесточили самолет.

На 34–37 секунде взлета была задействована тормозная система, но к этому моменту самолет уже набрал скорость 215 км/ч. Из-за высокой скорости подъемная сила самолета уменьшила сцепление колес с полосой, что снизило эффективность торможения.


Столкновение и разрушение самолета

  • Як-40 выкатился с ВПП на высокой скорости.
  • Самолет проехал всю концевую полосу безопасности длиной 400 метров.
  • Врезался в деревья, от удара у самолета оторвались обе плоскости крыла.
  • Далее самолет столкнулся с бруствером траншеи, что привело к разлому фюзеляжа.
  • Самолет остановился в 140 метрах от полосы безопасности и 540 метрах от торца ВПП.
  • Произошел пожар, который усугубил тяжесть происшествия.

Пострадавшие:

  • 7 пассажиров погибли.
  • Оставшиеся пассажиры и экипаж смогли эвакуироваться:
    • Пилоты открыли дверь кабины и вывели 5 пассажиров через верхний люк.
    • Еще 3 пассажира выбрались через проломы в фюзеляже.

Причины катастрофы

Экспертиза выявила, что руль высоты находился в застопоренном состоянии, что сделало невозможным нормальный подъем самолета.

  1. Состояние руля высоты:
    При исследовании механизма стопорения УТ-6Д было обнаружено, что шток вышел на 17–18 мм, что соответствует застопоренному положению руля.
  2. Технические проблемы:
    • Эксперты ГосНИИ ГА отметили, что система УТ-6Д склонна к дефектам из-за коррозии штепсельных разъемов.
    • Коррозия нарушает работу сигнализации стопорения и может привести к самопроизвольному срабатыванию электромеханизмов на стопорение.
  3. Ошибки экипажа:
    • Экипаж поздно обнаружил проблему со стопорением руля высоты.
    • Решение прервать взлет было принято слишком поздно, когда скорость самолета уже была высокой, что сделало торможение неэффективным.

Выводы

Катастрофа произошла из-за комбинации технических неисправностей и позднего принятия решений экипажем. Основная причина – самопроизвольное срабатывание механизма стопорения руля высоты, вероятно, из-за дефекта системы УТ-6Д. Это происшествие показало уязвимость систем сигнализации и управления стабилизатором на самолетах Як-40.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER