Эскадренный миноносец «Новик» стал значимым этапом в развитии боевых кораблей начала XX века и оставил глубокий след в истории Российского императорского флота.

Предыстория и проектирование

После поражения России в Русско-японской войне, военно-морские силы страны понесли значительные потери. Это создало острую необходимость в модернизации флота и постройке новых, более мощных кораблей. В 1908 году на заседании военно-морского ведомства было принято решение о сборе средств для строительства новых эсминцев, которые должны были удовлетворять требованиям времени — высокой скорости, дальности плавания и способности эффективно действовать в открытом море даже при неблагоприятных погодных условиях.

Проект «Новика» был разработан под руководством комиссии, возглавляемой вице-адмиралом Рождественским, и в 1910 году корабль был заложен на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Корабль был оснащён тремя паровыми турбинами и шестью котлами, работающими на жидком топливе. Заказ на силовую установку был сделан германской компании «Вулкан».

Конструкция и характеристики

Основные характеристики:

Экипаж: 117 (после модернизации 168) человек. 

Водоизмещение: нормальное — 1280 т, наибольшее — 1360 т (в 1940 году: стандартное — 1483 т, нормальное — 1717 т, наибольшее — 1951 т).

Длина: 102,43 м.

Ширина: 9,53 м.

Осадка: 3,53 м.

Двигатели: 3 паровых турбины «А. Е. Г. Кертис-Вулкан», 6 ПК «Вулкан». Мощность — 42 000 л. с. (29,44 МВт).

Скорость хода: максимальная — 37,3 узлов, полная — 36 узлов, экономическая — 21 узел. 

Дальность плавания: 740 миль (32 узла), 1800 миль (16 узлов) (в 1940 году). 

Боевые действия

«Новик» впервые проявил себя в бою в августе 1915 года, когда в одиночку столкнулся с двумя немецкими эсминцами V-99 и V-100. Во время боя «Новик» использовал свою артиллерию для повреждения V-99, который затем подорвался на мине и выбросился на берег. V-100, получивший серьезные повреждения, был вынужден отступить. Эти события подтвердили репутацию «Новика» как мощного боевого корабля, способного успешно сражаться против противников, построенных по его образцу.

Продолжение служебной карьеры

Успех «Новика» стал основой для строительства новых эсминцев по его образцу. В результате было построено 30 единиц, которые стали стандартом для дальнейших проектов эсминцев в России и за её пределами. «Новик» служил в Российском императорском флоте до 1917 года, после чего продолжил свою службу в Советском флоте под именем «Яков Свердлов».

Последние годы и затопление

В августе 1941 года, во время эвакуации защитников Таллина, «Яков Свердлов» подорвался на мине и затонул. Это стало печальным завершением службы корабля, который стал символом мощи и инноваций своего времени.

Значение «Новика»

Эскадренный миноносец «Новик» оставил яркий след в истории военного флота и стал важным шагом к созданию современных военных кораблей. Его характеристики и конструкция повлияли на развитие эсминцев по всему миру и задали новые стандарты для будущих морских боевых единиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER