Первый полёт прототипа многоцелевого самолёта-амфибии А-40 «Альбатрос» (изделие «В») состоялся 8 декабря 1986 года. Этот день стал важной вехой в истории советской авиации, поскольку А-40 был разработан как крупнейший в мире самолёт-амфибия, предназначенный для выполнения широкого спектра задач.
Особенности самолёта
А-40 «Альбатрос» — это уникальный многоцелевой самолёт, созданный в ОКБ имени Г.М. Бериева в Таганроге. Он предназначался для противолодочной обороны, поиска и уничтожения подводных лодок, спасательных операций, а также перевозки грузов и десантных операций. Самолёт был оснащён современным на тот момент оборудованием и вооружением, включая системы поиска и поражения подводных целей.
- Размах крыла: 42,5 метра.
- Длина самолёта: 45,7 метра.
- Максимальная взлётная масса: около 90 тонн.
- Скорость: до 800 км/ч.
- Дальность полёта: более 4 000 км.
- Особенность конструкции: возможность взлёта и посадки как на воду, так и на обычные аэродромы.
Экипаж первого полёта
Первый полёт выполнил экипаж под командованием опытного лётчика-испытателя Евгения Александровича Лахмостова, который внёс значительный вклад в испытания и развитие авиации. Экипаж состоял из профессионалов:
- Второй пилот: Борис Иванович Лисак.
- Штурман: Леонид Фёдорович Кузнецов.
- Бортинженер: Виктор Александрович Чебанов.
- Бортрадист: Леонид Васильевич Твердохлеб.
- Бортоператор и ведущий инженер по испытаниям: Николай Николаевич Демонов.
Экипаж успешно справился с задачей первого испытательного полёта, который подтвердил основные заявленные характеристики самолёта.
История создания и испытаний
Работа над проектом А-40 началась в 1976 году. Основной задачей было создание самолёта, который заменил бы устаревшие самолёты-амфибии Бе-12 и соответствовал новым требованиям противолодочной обороны. Конструкция самолёта включала передовые на тот момент аэродинамические и инженерные решения.
Первый прототип был построен к середине 1986 года, и 8 декабря он впервые поднялся в небо. Испытания продолжались до начала 1990-х годов, но в связи с экономическими трудностями в стране проект не был реализован в полном объёме.
Значение и наследие
А-40 «Альбатрос» остался экспериментальной моделью, но разработки, применённые в его создании, стали основой для последующих самолётов-амфибий, таких как Бе-200, который используется и сегодня для тушения пожаров, спасательных операций и других задач.
Первый полёт А-40 стал свидетельством технического прогресса и мастерства советской авиационной промышленности, а также примером выдающегося вклада ОКБ Бериева в развитие гидроавиации.