6 декабря 1940 года вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О переименовании боевых самолетов», которое положило начало новой системе обозначений авиационной техники. Это постановление стало важным этапом в стандартизации наименований советских боевых самолетов.
Основные положения постановления:
- Изменение системы обозначений: Ранее самолеты именовались по их назначению, например:
- И — истребители (И-15, И-16),
- ТБ — тяжелые бомбардировщики (ТБ-7),
- ДБ — дальние бомбардировщики (ДБ-3).
- Ар — самолеты А. С. Архангельского,
- Бе — самолеты Г. М. Бериева,
- Ер — самолеты В. Г. Ермолаева,
- Ил — самолеты С. В. Ильюшина,
- ЛаГГ — самолеты С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова,
- МиГ — самолеты А. И. Микояна и М. И. Гуревича,
- Пе — самолеты В. М. Петлякова,
- Су — самолеты П. О. Сухого,
- Як — самолеты А. С. Яковлева.
- Система нумерации:
- Истребители получили только нечетные номера.
- Бомбардировщики, штурмовики, разведчики и транспортные самолеты — только четные номера.
Старые самолеты и их переименование:
Некоторые самолеты, созданные до введения этой системы, сохранили прежние обозначения. Однако позднее несколько моделей были переименованы:
- ТБ-7 стал Пе-8 (1942 год) — в честь В. М. Петлякова, погибшего в авиакатастрофе 12 января 1942 года.
- У-2 стал По-2 (1944 год) — в честь Н. Н. Поликарпова, умершего 30 июля 1944 года.
- ДБ-3Ф стал Ил-4 (1942 год) — для унификации с другими самолетами конструкции С. В. Ильюшина.
Причины и значение изменений:
- Увековечивание памяти конструкторов: Название «Пе-8» и «По-2» было выбрано, чтобы почтить вклад погибших или ушедших из жизни авиаконструкторов, чьи работы сыграли важную роль в развитии советской авиации.
- Стандартизация: Новый подход упростил систему обозначений и сделал её более логичной.
- Укрепление авторитета конструкторов: Использование их фамилий в названиях подчеркивало значимость и ответственность за разработки.
Памятные самолеты:
На момент введения постановления в 1940 году список включал 15 новейших самолетов. Среди них:
- Истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1.
- Штурмовик Ил-2.
- Бомбардировщики Пе-2 и Ер-2.
Пример судьбы самолета По-2:
Этот учебный биплан изначально разрабатывался Н. Н. Поликарповым и известен как У-2. В годы Великой Отечественной войны самолет активно использовался как ночной бомбардировщик, получив прозвище «Ночные ведьмы». В 1944 году, после смерти Поликарпова, самолет был переименован в По-2.
Историческое наследие:
Система, введенная в 1940 году, фактически действует до сих пор и продолжает сохранять традиции советской авиации, делая фамилии великих конструкторов частью истории.