6 декабря 1940 года — Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О переименовании боевых самолетов»

отadmin

Дек 6, 2024

6 декабря 1940 года вышло Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О переименовании боевых самолетов», которое положило начало новой системе обозначений авиационной техники. Это постановление стало важным этапом в стандартизации наименований советских боевых самолетов.

Основные положения постановления:

  1. Изменение системы обозначений: Ранее самолеты именовались по их назначению, например:
    • И — истребители (И-15, И-16),
    • ТБ — тяжелые бомбардировщики (ТБ-7),
    • ДБ — дальние бомбардировщики (ДБ-3).
    Согласно новому порядку, боевые машины стали обозначаться по фамилиям главных конструкторов:
    • Ар — самолеты А. С. Архангельского,
    • Бе — самолеты Г. М. Бериева,
    • Ер — самолеты В. Г. Ермолаева,
    • Ил — самолеты С. В. Ильюшина,
    • ЛаГГ — самолеты С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова,
    • МиГ — самолеты А. И. Микояна и М. И. Гуревича,
    • Пе — самолеты В. М. Петлякова,
    • Су — самолеты П. О. Сухого,
    • Як — самолеты А. С. Яковлева.
  2. Система нумерации:
    • Истребители получили только нечетные номера.
    • Бомбардировщики, штурмовики, разведчики и транспортные самолеты — только четные номера.

Старые самолеты и их переименование:

Некоторые самолеты, созданные до введения этой системы, сохранили прежние обозначения. Однако позднее несколько моделей были переименованы:

  • ТБ-7 стал Пе-8 (1942 год) — в честь В. М. Петлякова, погибшего в авиакатастрофе 12 января 1942 года.
  • У-2 стал По-2 (1944 год) — в честь Н. Н. Поликарпова, умершего 30 июля 1944 года.
  • ДБ-3Ф стал Ил-4 (1942 год) — для унификации с другими самолетами конструкции С. В. Ильюшина.

Причины и значение изменений:

  • Увековечивание памяти конструкторов: Название «Пе-8» и «По-2» было выбрано, чтобы почтить вклад погибших или ушедших из жизни авиаконструкторов, чьи работы сыграли важную роль в развитии советской авиации.
  • Стандартизация: Новый подход упростил систему обозначений и сделал её более логичной.
  • Укрепление авторитета конструкторов: Использование их фамилий в названиях подчеркивало значимость и ответственность за разработки.

Памятные самолеты:

На момент введения постановления в 1940 году список включал 15 новейших самолетов. Среди них:

  • Истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1.
  • Штурмовик Ил-2.
  • Бомбардировщики Пе-2 и Ер-2.

Пример судьбы самолета По-2:

Этот учебный биплан изначально разрабатывался Н. Н. Поликарповым и известен как У-2. В годы Великой Отечественной войны самолет активно использовался как ночной бомбардировщик, получив прозвище «Ночные ведьмы». В 1944 году, после смерти Поликарпова, самолет был переименован в По-2.

Историческое наследие:

Система, введенная в 1940 году, фактически действует до сих пор и продолжает сохранять традиции советской авиации, делая фамилии великих конструкторов частью истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER