Наум Соломонович Наумов-Страж, был кинооператором, а мать, Агния Васильевна Бурмистрова, — актрисой, что создало для Владимира атмосферу, насыщенную театром и кинематографом с раннего детства.
Образование и начало карьеры
В 1952 году Наумов окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился у Игоря Савченко. Его карьера началась с работы ассистентом на фильмах Савченко, включая «Третий удар» и «Тарас Шевченко», который он завершил вместе с Александром Аловым после смерти Савченко. Это ознаменовало начало их продуктивного сотрудничества, в ходе которого они создали ряд знаковых фильмов.
Знаковые работы и достижения
Наумов и Алов стали известны благодаря своим фильмам, таким как «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин», снятым на Киевской киностудии. Их фильм «Мир входящему» (1961) получил признание на международных кинофестивалях. Одним из наиболее значимых проектов стал «Бег» (1971) — первая экранизация произведений Михаила Булгакова в СССР, получившая широкую известность.
Тем не менее, одним из самых скандальных моментов в карьере Наумова стало создание фильма «Скверный анекдот», который был объявлен «пасквилем» и не был показан до 1987 года. Другой знаковый фильм, «Тегеран-43» (1980), стал коммерчески успешным, его посмотрели 47,5 миллиона зрителей.
После смерти Алова в 1983 году, Наумов продолжил свою карьеру как самостоятельный режиссёр, сняв такие фильмы, как «Выбор», «Закон» и «Десять лет без права переписки».
Преподавательская деятельность
С 1963 года Наумов также активно занимался педагогикой, обучая будущих кинематографистов в ВКСР и ВГИКе, где его мастерская сформировала несколько поколений режиссёров. В 1986 году он стал профессором, продолжая свою преподавательскую работу до конца жизни.
Общественная деятельность
Наумов также занимал руководящие позиции в Союзе кинематографистов СССР и был первым президентом Национальной академии кинематографических наук и искусств. Он подписал письмо в поддержку политики Владимира Путина в Чечне в 2000 году, что вызвало некоторые споры.
Наследие
Владимир Наумов оставил значительное наследие в российском и советском кинематографе, не только как режиссёр, но и как педагог и общественный деятель. Его фильмы часто исследуют сложные моральные и социальные вопросы, что сделало его одним из заметных представителей советского киноискусства. Он скончался 29 ноября 2021 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.