Борис Израилевич Волчек (6 декабря 1905, Витебск — 15 мая 1974, Москва) — выдающийся советский кинооператор, кинорежиссёр и педагог, оставивший заметный след в истории советского кино.
Ранние годы и образование
Волчек родился в Витебске в семье, в которой не было традиций киноискусства. В 1915 году, ещё будучи подростком, он начал свою карьеру в кино, работая киномехаником и мотористом. В 1927 году, заинтересовавшись искусством кино, он переехал в Москву, где поступил на операторский факультет Государственного техникума кинематографии (позже известного как Государственный институт кинематографии).
Кинокарьера
После окончания института в 1931 году, Волчек начал работать на Московской фабрике «Совкино», которая в дальнейшем стала известна как киностудия «Мосфильм». Он быстро зарекомендовал себя как талантливый оператор и вскоре стал преподавать в своём alma mater, где руководил мастерской операторского факультета на протяжении более тридцати лет. В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, Волчек работал в Алма-Ате, куда была эвакуирована киностудия «Мосфильм».
В качестве оператора-постановщика Волчек сотрудничал с известным режиссёром М. И. Роммом, работая над шестью фильмами. Его навыки и творческий подход принесли ему признание как одного из лучших операторов своего времени.
Преподавательская деятельность
Как педагог, Волчек стал важной фигурой в подготовке нового поколения операторов. Его влияние на студентов и начинающих профессионалов было значительным, и многие из его учеников впоследствии стали известными операторами в советском кино. В 1958 году он был назначен руководителем Бюро операторской секции на «Мосфильме», где продолжал активно работать до своей смерти.
Награды и достижения
Волчек был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1958 году. Он также стал лауреатом трёх Сталинских премий (1946, 1948, 1951) и Государственной премии СССР в 1971 году за его вклад в советское кино.
Личная жизнь и наследие
Скончался 15 мая 1974 года в Москве. Его могила находится на Кунцевском кладбище. Волчек оставил после себя богатое наследие как оператор и педагог, а его работы продолжают вдохновлять кинематографистов и студентов киноискусства.
Влияние на искусство
Критики отмечают, что Волчек как педагог был столь же ярким явлением, как и его работы в кино. Он оказал значительное влияние на формирование операторского искусства в Советском Союзе, и его методы преподавания и художественные подходы остаются актуальными и сегодня.