3 декабря 1966 года — У Кремлевской стены в Москве были погребены останки Неизвестного солдата

отadmin

Дек 3, 2024

Церемония заxopонения останков Неизвестного солдата в Москве, 1966 год


***

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Это стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Сергеем Орловым в июне 1944 года, за много лет до того, как в Москве появилась могила Неизвестного солдата. Однако поэт сумел выразить главную суть и смысл того, что стало одной из величайших святынь нашего Отечества, олицетворяющую память о павших на пути к Победе.

Военная хитрость Николая Егорычева

Идея могилы Неизвестного солдата впервые появилась во Франции по окончании Первой Мировой войны, где таким образом решили почтить память всех павших героях Отечества. В Советском Союзе аналогичный замысел появился спустя 20 лет после Великой Отечественной войны, когда 9 Мая было объявлено выходным днем, а государственные торжества в честь Дня Победы стали регулярными.

1966 Церемония торжественного захоронения останков Неизвестного солдата в Александровский сад из братской могилы на Ленинградском шоссе. Траурный кортеж. А. Поликашин2.jpg

В декабре 1966 года Москва готовилась отметить 25-летие сражения под стенами столицы. У первого секретаря Московского горкома партии Николая Егорычева появилась идея создания памятника простым солдатам, павшим в битве за Москву. Постепенно глава столицы пришел к выводу, что памятник должен быть посвящен не только героям битвы за Москву, но и всем павшим во время Великой Отечественной.

Именно тогда Егорычев вспомнил о могиле Неизвестного солдата в Париже. Пока он размышлял о возможности создания аналога этого мемориала в Москве, к нему обратился глава правительства Алексей Косыгин. Как оказалось, Косыгина волновал тот же вопрос. Он поинтересовался: почему в Польше подобный мемориал есть, а в СССР нет?

Заручившись поддержкой Косыгина, Егорычев обратился к специалистам, создавшим первые эскизы памятника.

1966 Церемония торжественного захоронения останков Неизвестного солдата в Александровский сад из братской могилы на Ленинградском шоссе. Траурный кортеж. А. Поликашин3.jpg

Окончательное «добро» должен был дать лидер страны, Леонид Брежнев. Однако ему первоначальный проект не понравился. Он посчитал, что Александровский сад для подобного мемориала не подходит, и предложил найти другое место.

Проблема заключалась еще и в том, что там, где сейчас располагается Вечный огонь, находился обелиск к 300-летию Дома Романовых, затем ставший памятником революционным мыслителям. Для осуществления проекта обелиск необходимо было переносить.

1966 Церемония торжественного захоронения останков Неизвестного солдата в Александровский сад из братской могилы на Ленинградском шоссе. Траурный кортеж. А. Поликашин.jpg

Егорычев оказался человеком решительным – перенос обелиска осуществил своей властью. Затем, видя, что Брежнев не принимает решения по могиле Неизвестного солдата, пошел на  тактический маневр. Перед торжественным заседанием в Кремле 6 ноября 1966 года, посвященном годовщине Октябрьской революции, он расставил в комнате отдыха членов Политбюро все эскизы и макеты памятника. Когда члены Политбюро ознакомились с проектом и одобрили его, Егорычев фактически поставил Брежнева в положение, когда не дать «добро» он уже не мог. В итоге проект московской могилы Неизвестного солдата получил одобрение.

Героя нашли под Зеленоградом

Но оставался еще один важнейший вопрос – где искать останки бойца, которому навечно предстояло стать Неизвестным солдатом?

За Егорычева все решила судьба. В этот момент во время строительства в подмосковном Зеленограде рабочие наткнулись на братскую могилу солдат, погибших в боях под Москвой.

У выбранного солдата не было никаких документов и ничего, что могло бы указать на его личность – он пал, как неизвестный герой. Теперь Неизвестным солдатом он становился для всей большой страны.

2 декабря 1966 года в 14 часов 30 минут останки солдата поместили в гроб, у которого был выставлен сменявшийся каждые два часа воинский караул. 3 декабря в 11:45 гроб установили на орудийный лафет, после чего процессия направилась в Москву.

В последний путь Неизвестного солдата провожали тысячи москвичей, выстроившихся вдоль улиц, по которым двигалась процессия.

На Манежной площади состоялся траурный митинг, после чего партийные деятели и маршал Рокоссовский на руках отнесли гроб к месту погребения. Под артиллерийские залпы Неизвестный солдат обрел покой в Александровском саду.

Неизвестный солдат никогда не обретет имени и фамилии. Для всех тех, чьи близкие пали на фронтах Великой Отечественной, для всех тех, кто так и не узнал, где сложили головы их братья, отцы, деды, Неизвестный солдат навсегда останется тем самым родным человеком, пожертвовавшим жизнью ради будущего своих потомков, ради будущего своей Родины.

Многие забыли что именно он был создателем Мемориала Вечный Огонь у Кремлевской Стены.
8 мая 1967 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, с легендарным летчиком Алексеем Маресьевым открыли, и зажгли Вечный Огонь. Так отдавая дань павшим героям войны, Брежнев по словам очевидцев , встал перед Мемориалом и долго о чем то вспоминал.
Полковник Брежнев лично сорок раз приплывал на Малую Землю. А это было опасно, так как некоторые суда в дороге подрывались на минах и гибли от попадания прямых снарядов и авиационных бомб. Однажды сейнер, на котором плыл Брежнев, напоролся на мину, полковника выбросило в море, где его чудом подобрали матросы…Именно в результате этой контузии у него впоследствии возникли дефекты речи, над которыми принято кривляться у храбрых и удачливых демократов. Только вот где были бы они сейчас, если бы не Брежнев.

Он отдал жизнь, он лишился имени, но стал родным для всех, кто живет и будет жить в нашей огромной стране.

«…Кто он, тот воин, чьи останки были подняты из братской могилы на сорок первом километре от Москвы?

«Нас было 12 послано на Минское шоссе преградить путь противнику, особенно танкам. И мы стойко держались. И вот уже нас осталось трое: Коля, Володя и я – Александр. Но враги без пощады лезут. И вот еще пал один – Володя из Москвы. Но танки все лезут. Уже на дороге горят 19 машин. Но нас двое. Но мы будем стоять, пока хватит духа, но не пропустим до подхода своих.

И вот я один остался, раненный в голову и руку. И танки прибавили счет. Уже 23 машины. Возможно, я умру. Но, может, кто найдет мою когда-нибудь записку и вспомнит героев. Я из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья…»

Эта записка была найдена на бывшем поле боя. Кто он – тот Коля, тот Володя или Александр? Или один из остальных девяти безымянных? Нет, тот бой был на Минском шоссе, а этот воин, чей прах провожает Москва, пал на Ленинградском.

Как он погиб: тоже один на один выступил в схватку с вражеским танком? Или пуля настигла его, когда по команде «В атаку!» он только оторвался от земли? Не знаем. Но знаем одно: кто бы он ни был и что ни успел совершить, он – герой уже по одному тому, что отдал свою жизнь за Родину…

И вот руки солдат снимают с лафета гроб, овитый гвардейской лентой. Прах Неизвестного солдата бережно несут к Кремлевской стене, к угловой Арсенальной башне. Древняя стена припорошена снегом.

Гроб опускается в могилу. Над Москвой прокатывается трехкратный залп артиллерийского салюта. В могилу горсть за горстью ссыпается свежая земля. На плите красного гранита, прикрывшего прах Солдата, написано:

Имя твое неизвестно.
Подвиг твой бессмертен.
Павшим за Родину.
1941-1945.

Над Манежной площадью плывут звуки гимна Советского Союза. Торжественным маршем, чеканя шаг, проходят батальоны всех родов войск. Они отдают последние воинские почести безымянному Сыну Отчизны…»

«Комсомольская правда», 5 декабря 1966 года

Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен.

3 декабря 1966 года к 25-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой в Александровский сад к стене Московского Кремля с 41-го км Ленинградского шоссе, места кровопролитных боев, был перенесен прах Неизвестного солдата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER