3 декабря день рождения создателя легендарного Т-34 Михаила Кошкина. «Тридцатьчетверка» официально была признана лучшим танком всех времен и народов.
Михаил Ильич Кошкин, конструктор танков, родился 3 декабря 1898 года (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. В юном возрасте потеряв отца, погибшего на лесозаготовках, и оказавшись в трудных обстоятельствах, его мать пошла на батраки, чтобы прокормить троих детей. После окончания церковно-приходской школы, Кошкин уехал на заработки в Москву, где начал свою карьеру подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный Октябрь»).
В Первую мировую войну он был мобилизован и получил ранение. В 1918 году Михаил Кошкин вступил добровольцем в ряды Красной Армии, участвовал в боях под Архангельском и Царицыным. После войны в 1921 году его направили на учебу в Москву, где он стал слушателем Коммунистического университета имени Я.М.Свердлова.
В 1924 году, по окончании университета, он был назначен директором кондитерской фабрики в городе Вятке, а затем в период с 1925 по 1929 год работал в партийных органах Вятской губернии. В 1929 году его направили на учебу в Ленинградский политехнический институт, где изучал автомобили и тракторы.
Михаил Ильич разрабатывал систему колесного привода танка Т-29. В дальнейшем похожее техническое решение было реализовано на колесно-гусеничном танке А-20. К весне 1935 года Кошкин находился в должности заместителя начальника конструкторского отдела, являясь заместителем С. А. Гинзбурга, главного конструктора завода. На плечи Кошкина легла задача налаживания кооперации с заводами, Т-29 готовился к серийному производству. Аналогичные работы шли и по другой боевой машине — колесно-гусеничному танку Т-46-1. Со своей задачей Кошкин успешно справился, в марте 1936 года его наградили орденом Красной Звезды.
На заводе №185 Кошкин зарекомендовал себя как хороший организатор. Это и стало главной причиной его назначения на более высокую должность. Появившись на новом месте в очень сложное время, Кошкин включился в разработку танка БТ-20 с присущей ему энергией. Уже вскоре проект разделился на колесно-гусеничный БТ-20 (А-20) и гусеничный А-32
В 1937 году Михаил Кошкин был назначен главным конструктором танкового Конструкторского бюро № 190 на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна, который с 1937 года стал известен как «завод № 183». Руководил он работами по модернизации уже существующих танков и испытанию новых опытных образцов.
С октября 1937 года конструкторское бюро завода начало разработку колесно-гусеничного танка А-20 (броня – 20 мм, пушка – 45 мм). Параллельно, по инициативе Кошкина, был создан гусеничный танк А-32 (броня – 32 мм, пушка – 76 мм). В мае 1939 года были изготовлены и испытаны опытные образцы обеих машин. В октябре того же года был проведен показ танков А-20 и А-32 перед руководством Красной Армии.
19 декабря 1939 года правительство Советского Союза приняло постановление о создании двух опытных гусеничных танков на базе А-32 (броня – 45 мм, пушка – 76 мм). Эти машины получили индекс Т-34. В марте 1940 года Михаил Ильич лично командовал танками во время их маршрутного пробега по маршруту Харьков-Москва-Харьков. Несмотря на тяжелые условия бездорожья, снежные заносы и метели, танки благополучно достигли Москвы. После успешных полигонных испытаний 31 марта 1940 года был подписан протокол о немедленном запуске танков Т-34 в серийное производство на Харьковском заводе имени Коминтерна.
Во время маршрутного пробега Кошкин сильно простудился и заболел, однако продолжал активно руководить работами по усовершенствованию танка. Тем не менее, его здоровье постепенно ухудшалось, и 26 сентября 1940 года Михаил Кошкин скончался.
За создание танка Т-34 в 1942 году Михаилу Кошкину была посмертно присуждена Государственная премия.
К 45-летию Победы конструктору было посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда.