Первый полет на опытном самолете С-25, № 2502 (модификация Су-7Б) 2 декабря 1961 года, стал важным этапом в истории отечественной авиации и аэродинамических экспериментов. Этот самолет был предназначен для испытания новых технологий, направленных на улучшение взлетно-посадочных характеристик и маневренности.
Особенности конструкции С-25
Модификация Су-7Б под шифром С-25 включала ряд инновационных решений:
- Система управления пограничным слоем (УПС-2М):
- УПС-2М предназначалась для снижения скорости сваливания и посадочной скорости самолета.
- Принцип работы заключался в удалении пограничного слоя воздуха с поверхности крыла, что улучшало его аэродинамические характеристики.
- Узлы подвески стартовых ускорителей:
- Для сокращения разбега при взлете предусматривались специальные узлы для установки твердотопливных ускорителей.
- Двухкупольная парашютная посадочная система:
- Включала в себя два парашюта для обеспечения безопасного и быстрого торможения самолета при посадке.
- Система автоматической уборки закрылков, совмещенная с выпуском тормозных парашютов:
- Эта система позволяла автоматизировать процессы, связанные с посадкой, что снижало нагрузку на пилота.
- Доработки в 1962 году:
- Контейнер для тормозного парашюта был перенесен в верхнюю часть фюзеляжа.
- Усовершенствована система сдува пограничного слоя для повышения ее эффективности.
Испытания и результаты
- Проведенные испытания:
- Испытания модифицированного самолета проходили в начале 1963 года.
- Тесты показали, что система УПС-2М не достигла ожидаемых результатов. Несмотря на теоретическую эффективность, на практике она не обеспечивала необходимого снижения посадочной скорости.
- Недостатки УПС:
- Увеличение массы самолета за счет дополнительного оборудования.
- Сложность в эксплуатации и технике пилотирования, что негативно сказалось на безопасности и надежности.
- Технические трудности с обслуживанием системы УПС.
- Выводы:
- Применение УПС на Су-7Б признали нецелесообразным.
- В серийное производство Су-7Б с системой УПС не пошел.
Сравнение с МиГ-21
Примером успешного внедрения подобных технологий стал МиГ-21 с системой управления пограничным слоем. Однако в случае Су-7Б, обладавшего большими размерами и массой, использование УПС оказалось менее эффективным. Различия в конструкции и назначении самолетов обусловили разный успех этих технологий.
Историческое значение
Несмотря на то, что УПС-2М не оправдала себя, испытания С-25 сыграли важную роль в исследовании аэродинамики и перспективных систем управления пограничным слоем. Этот опыт лег в основу дальнейших разработок, позволивших создать более эффективные и надежные самолеты для Военно-воздушных сил СССР.