Кругосветный перелёт, совершённый экипажем 235-го военно-транспортного авиационного полка (ВТАП) на самолёте Ан-124 «Руслан» 1 декабря 1990 года, стал выдающимся событием в истории авиации. Этот полёт не только подтвердил уникальные технические характеристики «Руслана», но и продемонстрировал мастерство советских лётчиков.
Маршрут и условия полёта
Маршрут проходил через Австралию, Южный полюс, Северный полюс и возвращался обратно в Австралию, охватывая 50,005 километров. Полёт был выполнен за 72 часа, 16 минут и 15 секунд. На маршруте было несколько промежуточных посадок для дозаправки и отдыха экипажа, что требовало точного планирования и координации.
Самолёт пересёк два полюса, что само по себе является сложной задачей из-за экстремальных погодных условий, отсутствия инфраструктуры в районе полюсов и необходимости расчёта траектории с учётом магнитных аномалий.
Экипаж и лидерство
Полётом руководил Леонид Васильевич Козлов, заслуженный лётчик-испытатель, командир экипажа с большим опытом работы на дальнемагистральных маршрутах. Его команда включала опытных штурманов, инженеров и пилотов, что обеспечивало безупречное выполнение задачи.
Установленные рекорды
Во время кругосветного перелёта экипаж установил семь мировых рекордов скорости для самолётов этого класса. Среди них:
- Максимальная скорость полёта на заданном маршруте.
- Скорость преодоления определённых участков маршрута.
- Общая продолжительность полёта на расстояние более 50,000 километров.
Эти достижения были зафиксированы Международной авиационной федерацией (FAI).
Значение перелёта
Этот полёт продемонстрировал выдающиеся возможности Ан-124, который в то время был крупнейшим и самым грузоподъёмным самолётом в мире. Он подтвердил высокую надёжность конструкции, эффективность двигателей и способность самолёта работать в экстремальных условиях. Также перелёт стал символом престижа советской авиации на мировой арене, несмотря на сложный период перестройки и упадок экономики.
Интересные факты
- Подготовка к полёту включала подробные расчёты по аэронавигации, тренировочные полёты и проверки технического состояния самолёта.
- Погода в районах полюсов была одним из ключевых факторов успеха. Экипажу пришлось учитывать сильные ветры и низкие температуры.
- Значение перелёта для науки и технологий: данные, собранные во время полёта, использовались для улучшения планирования подобных миссий и исследования атмосферных условий в полярных регионах.
Заключение
Полёт стал ярким примером технической и профессиональной компетенции советских авиастроителей и лётчиков. Это достижение до сих пор остаётся в истории мировой авиации как уникальное событие, подчеркнувшее возможности военной и гражданской авиации СССР.