Экспериментальный летательный аппарат ВВП «Турболёт» был создан как исследовательская платформа для разработки технологий вертикального взлёта и посадки (СВВП) в Советском Союзе. Этот аппарат, прозванный журналистами «Летающим столом», стал ключевым этапом в становлении отечественной авиации СВВП.
Цель разработки
Основной задачей «Турболёта» было изучение устойчивости и управляемости летательных аппаратов, использующих газоструйные системы управления. Исследования на «Турболёте» заложили основы технологий, которые позже применялись в первых советских самолётах вертикального взлёта, таких как Як-36, а затем и в серийных моделях, включая Як-38.
Конструкция аппарата
«Турболёт» был выполнен на основе сварной фермы, на которой размещался турбореактивный двигатель (ТРД). Сначала использовался двигатель РД-45Ф, а затем был установлен более мощный РД-9БП. Особенности конструкции:
- Вертикальная тяга: Двигатель создавал подъёмную силу, необходимую для вертикального взлёта и зависания аппарата.
- Управление: Аппарат оснащался струйными рулями и газовыми рулями. Струйные рули размещались на длинных фермах, что обеспечивало эффективное управление при зависании.
- Горизонтальное движение: Для перемещения в горизонтальной плоскости использовался наклон вектора тяги двигателя в нужную сторону.
Испытания
29 ноября 1956 года летчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев впервые поднял «Турболёт» в воздух. Полёт стал важным событием, поскольку он подтвердил работоспособность концепции вертикального взлёта и управления на основе струйных систем.
Вклад в авиацию
Исследования, проведённые с использованием «Турболёта», помогли решить ряд важных задач:
- Проблемы устойчивости и управляемости СВВП: Испытания позволили понять, как летательные аппараты с вертикальной тягой ведут себя в полёте.
- Технологии для космоса: Результаты экспериментов нашли применение в разработке систем мягкой посадки космических аппаратов на Луну и планеты без атмосферы.
- Разработка СВВП: Полученные данные легли в основу создания первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36, а впоследствии — серийного Як-38.
Ключевые фигуры
- Арам Назарович Рафаэлянц: Руководитель разработки аппарата, один из ведущих конструкторов Летно-исследовательского института в Жуковском.
- Юрий Александрович Гарнаев: Летчик-испытатель, который первым поднял «Турболёт» в воздух, подтвердив его работоспособность.
Значение «Турболёта»
Несмотря на его экспериментальный статус, «Турболёт» стал важной вехой в развитии советской авиации. Его успехи продемонстрировали потенциал СВВП, что впоследствии привело к созданию боевых самолётов этого типа, внесших существенный вклад в развитие отечественной авиационной промышленности.