Первый полёт Су-2 с двигателем М-81 и его судьба
29 ноября 1940 года лётчик-испытатель Александр Павлович Деев впервые поднял в воздух самолёт ББ-1 (позже Су-2) с двигателем М-81. Этот полёт был важным этапом в развитии штурмовика, ставшего одной из ключевых машин, созданных в ОКБ Павла Осиповича Сухого.
Предпосылки к испытаниям
К середине 1940 года конструкторы активно искали способы повысить мощность самолётов. Особое внимание привлёк новый двигатель М-81, разработанный под руководством Аркадия Дмитриевича Швецова. Этот мотор, представлявший собой модификацию успешного М-62, имел радиальную компоновку и увеличенную мощность, что могло улучшить характеристики самолёта.
В постановлении Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 23 октября 1940 года доводка двигателя была названа «наиболее важной и первоочередной задачей завода №19». Заводу под руководством Г.В. Кожевникова было поручено в кратчайшие сроки предоставить три опытных экземпляра мотора для испытаний на серийных ББ-1. Одновременно в ОКБ Сухого был переоборудован второй опытный экземпляр Су-2, известный как «Дублер». Двигатель М-90, ранее установленный на этой машине, заменили на М-81.
Испытания и трудности
Первые испытания выявили проблемы с надёжностью М-81. Во время второго полёта, также выполненного Деевым, произошла вынужденная посадка из-за заклинивания мотора. Несмотря на это, Сухой видел в новом двигателе перспективу, считая, что доводка может сделать его успешным.
Основные преимущества двигателя М-81:
- Увеличенная мощность (позволяла улучшить лётные характеристики).
- Совместимость с конструкцией Су-2.
- Возможность серийного производства в случае успешного завершения испытаний.
Однако осенью 1940 года в НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности) отношение к двигателю изменилось. Руководство начало рассматривать М-81 как «тупиковую ветвь» из-за сложности его доводки и ненадёжности. Одна из ключевых проблем заключалась в частом перегреве цилиндров и механических отказах, что делало мотор непригодным для массового производства.
Последствия для Су-2
После отказа от двигателя М-81 Павел Сухой был вынужден сосредоточиться на использовании других моторов. На серийных Су-2 стали устанавливать М-82 — дальнейшую разработку Швецова, которая оказалась более успешной и обеспечивала самолёту достойные характеристики.
Хотя М-81 так и не стал основным двигателем, опыт его испытаний способствовал развитию моторостроения в СССР. Эти работы повлияли на дальнейшие проекты радиальных двигателей и подтвердили важность интенсивных испытаний перед внедрением новых технологий.
Заключение
Попытка адаптировать двигатель М-81 к Су-2 стала важным, хотя и неудачным, шагом в истории советской авиации. Этот пример демонстрирует сложность инноваций, когда каждое техническое решение требует тщательной проверки, особенно в условиях жёстких требований военного времени.