28 ноября 1996 года — Первый полёт самолёта-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2

отadmin

Ноя 28, 2024

28 ноября 1996 года состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ №08-2, пилотируемого летчиком-испытателем С.Г. Борисовым. Этот знаменательный момент ознаменовал возвращение легендарного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 к полетам, но уже в новом качестве — научно-исследовательского оборудования.

Ту-144ЛЛ и сотрудничество с NASA

Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) был переоборудован для участия в международных исследовательских проектах, инициированных NASA. Основной целью программы было изучение особенностей полетов на сверхзвуковых скоростях и разработка технологий, которые могли бы быть использованы в создании новых сверхзвуковых пассажирских самолетов.

Для этих целей на базе оставшегося экземпляра Ту-144Д (заводской номер 08-2) была проведена модернизация, которая включала:

  • Установку современного оборудования для измерения и анализа полетных характеристик.
  • Усиление конструкции самолета для выполнения исследовательских задач.
  • Замена штатных двигателей НК-144А на НК-32, использовавшиеся на стратегическом бомбардировщике Ту-160, что улучшило тяговооруженность самолета.

Экспериментальная программа

Ту-144ЛЛ использовался NASA в рамках программы High-Speed Research Program (HSR), которая длилась с середины 1990-х годов. Полеты проводились с целью:

  1. Изучения аэродинамики на сверхзвуковых скоростях.
  2. Исследования воздействия сверхзвукового полета на окружающую среду (в том числе влияние звукового удара).
  3. Разработки новых материалов и конструкций для будущих сверхзвуковых лайнеров.
  4. Изучения управления потоками воздуха вокруг фюзеляжа и крыла для повышения топливной эффективности.

Самолет совершил несколько десятков полетов, включая сверхзвуковые, в рамках совместной программы NASA и ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Полеты проводились в подмосковном Жуковском, где базировался самолет.

Итоги и значение программы

Программа использования Ту-144ЛЛ дала ценные научные результаты. В частности, были получены уникальные данные о:

  • Поведении самолетов при переходе на сверхзвуковые скорости.
  • Тепловых нагрузках на конструкцию при высоких скоростях.
  • Аэродинамическом сопротивлении и методах его снижения.

Эти исследования сыграли важную роль в понимании проблем и перспектив развития сверхзвуковой авиации. Однако, несмотря на успех программы, дальнейшие исследования были свёрнуты, так как в конце 1990-х годов интерес к созданию новых сверхзвуковых лайнеров ослаб из-за высоких затрат и экологических ограничений.

Ту-144ЛЛ стал последним в истории проектом, в котором использовался легендарный Ту-144. Сегодня он служит напоминанием о золотой эпохе сверхзвуковой авиации и примером международного научного сотрудничества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER