28 ноября 1996 года состоялся первый полет самолета-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ №08-2, пилотируемого летчиком-испытателем С.Г. Борисовым. Этот знаменательный момент ознаменовал возвращение легендарного сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 к полетам, но уже в новом качестве — научно-исследовательского оборудования.
Ту-144ЛЛ и сотрудничество с NASA
Ту-144ЛЛ (летающая лаборатория) был переоборудован для участия в международных исследовательских проектах, инициированных NASA. Основной целью программы было изучение особенностей полетов на сверхзвуковых скоростях и разработка технологий, которые могли бы быть использованы в создании новых сверхзвуковых пассажирских самолетов.
Для этих целей на базе оставшегося экземпляра Ту-144Д (заводской номер 08-2) была проведена модернизация, которая включала:
- Установку современного оборудования для измерения и анализа полетных характеристик.
- Усиление конструкции самолета для выполнения исследовательских задач.
- Замена штатных двигателей НК-144А на НК-32, использовавшиеся на стратегическом бомбардировщике Ту-160, что улучшило тяговооруженность самолета.

Экспериментальная программа
Ту-144ЛЛ использовался NASA в рамках программы High-Speed Research Program (HSR), которая длилась с середины 1990-х годов. Полеты проводились с целью:
- Изучения аэродинамики на сверхзвуковых скоростях.
- Исследования воздействия сверхзвукового полета на окружающую среду (в том числе влияние звукового удара).
- Разработки новых материалов и конструкций для будущих сверхзвуковых лайнеров.
- Изучения управления потоками воздуха вокруг фюзеляжа и крыла для повышения топливной эффективности.
Самолет совершил несколько десятков полетов, включая сверхзвуковые, в рамках совместной программы NASA и ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института). Полеты проводились в подмосковном Жуковском, где базировался самолет.

Итоги и значение программы
Программа использования Ту-144ЛЛ дала ценные научные результаты. В частности, были получены уникальные данные о:
- Поведении самолетов при переходе на сверхзвуковые скорости.
- Тепловых нагрузках на конструкцию при высоких скоростях.
- Аэродинамическом сопротивлении и методах его снижения.
Эти исследования сыграли важную роль в понимании проблем и перспектив развития сверхзвуковой авиации. Однако, несмотря на успех программы, дальнейшие исследования были свёрнуты, так как в конце 1990-х годов интерес к созданию новых сверхзвуковых лайнеров ослаб из-за высоких затрат и экологических ограничений.
Ту-144ЛЛ стал последним в истории проектом, в котором использовался легендарный Ту-144. Сегодня он служит напоминанием о золотой эпохе сверхзвуковой авиации и примером международного научного сотрудничества.