Ангелина Иосифовна Степанова (23 ноября 1905 — 17 мая 2000) была одной из самых ярких актрис советского театра и кино, оставившей глубокий след в истории Московского Художественного театра и культурной жизни России. Её творчество отличалось глубоким пониманием драматических образов, тонким психологизмом и редким мастерством перевоплощения.
Ранние годы и образование
Ангелина родилась 23 ноября (по другим данным, 14 июля) 1905 года в городе Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента и зубного врача. Её детство проходило в интеллектуальной среде, что способствовало развитию её интереса к искусству.
Училась в московской гимназии, где увлекалась балетом. Этот ранний опыт, возможно, сыграл роль в её пластичности и сценической выразительности. В 1921 году поступила в театральную школу при III-й Студии Московского Художественного театра (МХТ), которую окончила в 1924 году. Её учителями были ведущие мастера театрального искусства, воспитавшие целое поколение великих актёров.
Работа в МХАТ
Сразу после окончания театральной школы Степанова вошла в труппу Московского Художественного театра. Её карьера в МХАТе длилась более 70 лет, вплоть до её последнего появления на сцене в 1998 году. Её творчество было связано с такими режиссёрами, как Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, чьи идеи сформировали её как актрису.
Среди знаковых ролей:
- Елена Андреевна в «Дяде Ване» А. П. Чехова,
- Марина Мнишек в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина,
- Вера в пьесе «Последние» М. Горького.
Её игра отличалась тонкой психологической глубиной, что сделало её одной из самых признанных чеховских актрис своего времени.
Кино и педагогическая деятельность
Хотя кино было не главным направлением её творчества, Степанова снялась в ряде знаковых фильмов, включая:
- «Встреча на Эльбе» (1949),
- «Воскресение» (1960).
Она также посвятила себя преподаванию. Работала профессором в Школе-студии МХАТ, где воспитывала новое поколение актёров. Её педагогический талант помог многим молодым артистам достичь высот в профессии.

Общественная и политическая деятельность
Ангелина Степанова была активным членом советской общественной жизни:
- Вступила в КПСС в 1952 году.
- Состояла в Антисионистском комитете советской общественности, созданном в 1983 году для борьбы с так называемой «антисоветской деятельностью» и сионизмом.
- Была членом редколлегии журнала «Театр», где вела активную работу по обсуждению проблем сценического искусства.
Последние годы
После раскола МХАТ в 1987 году, Степанова поддержала Олега Ефремова и осталась в его труппе. Этот период был сложным для актрисы, как и для многих её коллег, но она продолжала выступать и сохранять верность традициям театра.
Последний раз она появилась перед публикой 26 октября 1998 года, на торжественном вечере, посвящённом 100-летию МХТ. Её речь на этом мероприятии стала символом её прощания со сценой.
Семья и личная жизнь
Ангелина Степанова была замужем за писателем Александром Фадеевым, автором романа «Молодая гвардия». Этот брак оставил заметный след в её жизни, хотя их отношения были непростыми. После смерти Фадеева в 1956 году она сохраняла верность его памяти.
Награды и признание
- Герой Социалистического Труда (1975) — высшая награда за её вклад в развитие театра.
- Народная артистка СССР (1960).
- Сталинская премия I степени (1952) — за выдающиеся театральные работы.
- Государственная премия СССР (1977).

Смерть и память
Ангелина Степанова ушла из жизни 17 мая 2000 года (по другим данным — 18 мая). Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с Александром Фадеевым.
Её вклад в искусство до сих пор вдохновляет как театральных деятелей, так и зрителей, а её имя остаётся символом высокой культуры и преданности искусству.