Григорий Николаевич Москвин (21 ноября 1909 – 2 октября 1986) был выдающимся советским инженером и танкостроителем, который оставил значительный след в истории советской военной техники. Его жизнь была тесно связана с разработкой тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок (САУ) и других инновационных проектов в оборонной сфере.
Ранние годы и образование
Григорий родился в интеллигентной семье в Сормово (ныне часть Нижнего Новгорода). Его отец, Николай Дмитриевич, был крупным специалистом в области железнодорожного дела, а мать, Вера Семёновна, занималась воспитанием детей. В середине 1910-х годов семья переехала в Царское Село. После окончания средней школы Москвин попытался поступить в технический вуз, но ему отказали из-за непролетарского происхождения.
Начало карьеры
В мае 1929 года он начал работать техником-чертёжником в Северо-Западном управлении внутренних водных путей, а затем перешёл на завод «Светлана» в Ленинграде. В ноябре 1931 года Москвин был призван в армию и направлен в Артиллерийский научно-исследовательский институт (НИИ). Здесь он начал работать над разработкой артиллерийских снарядов и в дальнейшем перешёл в Опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО), где участвовал в создании гусеничных траков для СУ-14 и вариантов компоновки тяжёлого танка Т-35.
Конструкторская деятельность
С середины 1930-х годов Москвин занимался разнообразными проектами в области танкостроения и САУ. Среди его достижений:
- Разработка зенитной САУ СУ-6 на базе лёгкого танка Т-26.
- Проработка системы стабилизации орудия и экранирование внутренней поверхности боевого отделения танков.
- Участие в разработке тяжёлого танка КВ-220 и пехотного танка Т-50.
Вклад в эвакуации и работы в Челябинске
С началом Великой Отечественной войны Москвин был эвакуирован в Челябинск, где продолжил работу на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ). В этот период он:
- Разработал систему вооружения для артиллерийского танка КВ-7.
- Участвовал в создании танков семейства КВ-1С, за что был награждён орденом «Знак Почёта».
- Вошёл в группу разработчиков САУ СУ-152, известной своей мощностью и успешным применением в боях.

Наибольшую известность ему принесла работа в СКБ-2 Кировского завода и ОКБ опытного завода №100. В ходе работ по проектам ИС-2У и Объект 252, которыми руководил Москвин, появился знаменитый «щучий нос», двускатная лобовая деталь корпуса танка, реализованная на ИС-3, ИС-7 и Т-10. Трудовая деятельность Григория Николаевича началась еще в первой половине 1930-х годов, на Ленинградском опытном заводе №185. Наиболее удачной из разработок Москвина того периода стал «малый триплекс» СУ-5. Он включал в себя три самоходно-артиллерийских установки на унифицированном шасси танка Т-26 (СУ-5-1, СУ-5-2, СУ-5-3), различавшихся в основном вооружением. СУ-5-2 стала первой отечественной САУ на гусеничном ходу, изготовленной серией более 10 штук.
Послевоенные проекты
После войны Москвин вернулся в Ленинград и продолжил заниматься разработкой танков и САУ. Его ключевые достижения:
- Создание уникального корпуса «щучий нос» для танка ИС-3.
- Разработка плавучих танков, включая ПТ-76, и водомётных движителей.
- Проектирование понтонов для танков Т-54.
Поздняя карьера и сотрудничество с космической отраслью
В 1960-х годах Москвин участвовал в разработке дистанционно управляемого аппарата «Луноход», работая совместно с КБ С. П. Королёва. Он предложил многоосное колёсное шасси, что впоследствии стало основой для реализации проекта.
Личность и наследие
Григорий Николаевич был не только талантливым инженером, но и новатором, который внёс вклад в развитие технологий. Его авторские свидетельства на изобретения и рационализаторские предложения сделали значительный вклад в развитие танкостроения. Москвин ушёл на пенсию в 1972 году, а скончался в 1986 году после тяжёлой болезни.
Его жизнь и работа — пример того, как инженерное мышление и преданность делу способствуют прогрессу в сложных технических областях.