Александр Александрович Новиков (19 ноября 1900 – 3 декабря 1976) – выдающийся советский военачальник, сыгравший ключевую роль в развитии авиации СССР. Его жизнь представляет собой историю подвига, трагедии и триумфа.

Ранние годы

Новиков родился в крестьянской семье в деревне Крюково Костромской губернии. С юных лет проявил интерес к учёбе, окончив Хреновскую учительскую семинарию. В 1918 году стал сельским учителем, однако вскоре выбрал путь служения Родине, вступив в Красную Армию в 1919 году. Участвовал в Гражданской войне, подавлении Кронштадтского восстания и борьбе с бандформированиями на Кавказе.

Его образование включало командные курсы в Нижнем Новгороде, курсы «Выстрел» и Военную академию имени М. В. Фрунзе. Это заложило фундамент для его военной карьеры.

На Западном фронте в преддверии Смоленской наступательной операции (операция «Суворов»). Слева направо: представители Ставки ВГК маршал авиации А. А. Новиков и маршал артиллерии Н. Н. Воронов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Н. А. Булганин и командующий Западным фронтом генерал-полковник В. Д. Соколовский

Служба в ВВС

С 1933 года Новиков перешёл в ВВС, быстро освоил новые специальности и вскоре стал командиром 42-й легкобомбардировочной эскадрильи. Его командирский талант проявился в советско-финляндской войне, где он был начальником штаба ВВС Северо-Западного фронта.

С началом Великой Отечественной войны Новиков командовал ВВС Северного и Ленинградского фронтов. Он сыграл важную роль в битве за Ленинград, организуя оборону города с воздуха и эффективные удары по врагу.

Карьера во время войны

В феврале 1942 года Новиков был назначен командующим ВВС Красной Армии. Его инновации в организации авиации, включая создание однородных авиационных частей (истребительных, бомбардировочных и штурмовых), существенно повысили эффективность действий советской авиации.

Новиков координировал действия авиации в ключевых битвах войны, таких как Сталинградская, Курская и Берлинская операции. Под его руководством проводились самостоятельные воздушные операции, включая успешное уничтожение немецкой авиации на аэродромах в 1943 году.

За заслуги в войне он стал первым в СССР маршалом авиации (1943) и главным маршалом авиации (1944). Дважды удостоен звания Героя Советского Союза (1945).

Нарком авиационной промышленности СССР Шахурин А. И. так характеризовал деятельность А. А. Новикова в годы войны:

«С командующим Военно-Воздушными Силами дважды Героем Советского Союза Главным маршалом авиации А. А. Новиковым я познакомился с момента назначения его на эту должность в апреле 1942 года, когда он был ещё генералом. До конца войны мы работали с ним дружно и в то же время были требовательны друг к другу. Опытный военачальник и хороший товарищ, он многое сделал для объединения авиационных сил, создания воздушных армий, которые могли наносить более мощные и целенаправленные удары по врагу. Александр Александрович постоянно интересовался перспективами улучшения поступающих на вооружение наших ВВС самолётов, учитывал эти изменения в подготовке тех или иных воздушных операций. Как представитель Ставки, Новиков часто бывал на фронтах, организуя взаимодействие между войсками и воздушными армиями, используя опыт боёв в руководстве Военно-Воздушными Силами. Война застала А. А. Новикова на посту командующего ВВС Ленинградского военного округа. На этой должности он и находился до своего нового назначения, внеся значительный вклад в защиту Ленинграда. Очень уважали Новикова не только подчинённые ему авиаторы, но и командование Ленинградского фронта и в Ленинградском обкоме партии. Когда А. А. Жданова, первого секретаря Ленинградского обкома партии, спросили об Александре Александровиче в связи с необходимостью назначить нового командующего Военно-Воздушными Силами, он рекомендовал Новикова на эту должность. В ходе заседаний Военного совета ВВС и в ряде других случаев у нас возникали подчас и разногласия, чем-то были недовольны авиационные начальники, не всегда нам казались их претензии справедливыми. Особенно это касалось поведения самолётов в бою. Каждый случай каких-либо неполадок требовал объяснения. И конечно, никто не торопился взять вину на себя. Но когда всё становилось ясным, справедливости ради нужно сказать, что ни я, ни Новиков не защищали „своих“. А это уже было важно. В общем, необходимый деловой контакт между командованием Военно-Воздушными Силами и Наркоматом авиапромышленности был, благодаря этому мы успешно реализовывали свои программы, которые в основном поддерживались военными, чувствуя нередко большую помощь с их стороны, когда те или иные дела решались в высоких инстанциях».

Репрессии

После войны Новиков выступил за развитие реактивной авиации. Однако в 1946 году был арестован по сфабрикованному «авиационному делу». Его обвинили в «преступной халатности», и он был приговорён к пяти годам лишения свободы. Содержание под стражей сопровождалось жестоким давлением.

Новиков отбывал наказание до 1952 года, после чего находился без работы, живя на средства семьи.

Реабилитация и возвращение

После смерти Сталина в 1953 году Новиков был полностью реабилитирован благодаря участию Георгия Жукова. Ему вернули воинские звания, награды и звание Героя Советского Союза. В 1953–1955 годах он командовал Дальней авиацией и был заместителем главнокомандующего ВВС.

С 1956 года возглавлял Высшее авиационное училище гражданской авиации в Ленинграде. Вышел на пенсию в 1966 году после инсульта.

Литературное наследие

Новиков написал мемуары и множество научных трудов, посвящённых истории авиации. Его работы остаются ценным источником сведений о ВВС СССР в годы войны.

Конец жизни

Новиков скончался в Москве 3 декабря 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя навсегда связано с триумфами советской авиации и трагедиями эпохи репрессий.

Александр Новиков оставил после себя пример верности долгу, стремления к совершенству и мужества перед лицом испытаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER