Бронетранспортер БТР-60П (ГАЗ-49), принятый на вооружение Советской Армии 13 ноября 1959 года, стал важной вехой в развитии советской бронетехники. Его разработка велась в Специальном конструкторском бюро колесной и гусеничной техники завода ГАЗ (ныне Нижний Новгород) под руководством главного конструктора В. А. Дедкова, а ведущим инженером был Е. М. Мурашкин. БТР-60П стал первым советским бронетранспортером с колесной формулой 8х8, что позволило значительно улучшить его проходимость и маневренность на пересеченной местности. Колесная схема 8х8 оказалась настолько эффективной, что впоследствии была принята в качестве стандартной для всех последующих советских бронетранспортеров.
Однако, как и его предшественники, БТР-60П имел открытое десантное отделение, что делало его уязвимым для атак сверху и не обеспечивало защиту от радиоактивного или химического заражения. Опыт боевых действий, в частности событий в Венгрии в 1956 году, и растущие требования к защите экипажа от оружия массового поражения показали необходимость закрытого корпуса. Поэтому БТР-60П выпускался лишь с 1960 по 1963 годы, и было произведено 2626 машин этой версии.
С 1963 года начался выпуск модернизированной версии БТР-60ПА, которая отличалась закрытым десантным отделением, что обеспечивало лучшую защиту экипажа. Следующая модель, БТР-60ПБ, стала наиболее массовой модификацией, она получила не только полностью закрытый корпус, но и башню с крупнокалиберным пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм, что значительно повысило огневую мощь бронетранспортера.
На сегодняшний день БТР-60П, ранняя версия с открытым десантным отделением, стала редкостью и представляет интерес для коллекционеров и военных музеев. В одном из таких музеев, в экспозиции под названием «1801-2000», можно увидеть БТР-60ПБ — версию с башней и улучшенной защитой, наглядно демонстрирующую, как эволюционировала советская бронетехника в ответ на изменяющиеся требования и боевой опыт.