Михаил Никифорович Ефимов — выдающийся русский авиатор, один из первых летчиков в России и значимая фигура в истории мировой авиации. Его жизнь была насыщена достижениями, как в спорте, так и в авиации, где он оставил незабываемый след.
Ранние годы и интерес к технике
Михаил Ефимов родился 13 ноября 1881 года в деревне Дуброва, Смоленской губернии, но уже в возрасте десяти лет его семья переехала в Одессу. В Одессе он получил техническое образование, окончив железнодорожное техническое училище, как и его братья Владимир и Тимофей. Михаил с детства увлекался механикой, а позднее — спортом. Его талант и интерес к технике привели его к увлечению велоспортом, в котором он неоднократно побеждал, а затем к мотоциклетному спорту, где он дважды стал чемпионом России в 1908 и 1909 годах.
Путь в авиацию
Михаил Ефимов был пионером русской авиации. В 1909 году он впервые поднялся в небо на планере, и это стало его первым шагом в авиацию. Благодаря финансовой поддержке барона И. Ксидиаса, Ефимов отправился во Францию для обучения полетам на аэроплане. Он обучался у Анри Фармана, одного из знаменитых авиационных конструкторов и пилотов того времени, и в декабре 1909 года выполнил свой первый самостоятельный полет на самолете. Вскоре он установил рекорд по продолжительности полета с пассажиром, что привлекло к нему внимание мировой авиационной общественности.
Возвращение в Россию и первые полеты
По возвращении в Одессу Ефимов совершил знаковый для российской авиации полет 21 марта 1910 года. Это было первое публичное авиашоу в России, которое состоялось на Одесском ипподроме. В этот день перед собравшейся публикой (около 100 тысяч человек) Ефимов несколько раз поднимался в небо, выполняя полеты на аэроплане «Фарман-IV». Это событие стало важной вехой в развитии отечественной авиации, и Михаил Ефимов получил титул «Первого русского авиатора».
Участие в международных соревнованиях
После своего успешного возвращения в Россию Ефимов продолжил участвовать в международных авиасоревнованиях. В апреле 1910 года он выиграл престижные соревнования в Ницце, после чего смог приобрести собственный самолет. В последующие годы он активно выступал на соревнованиях по всей Европе, в том числе в Вероне, Руане, Реймсе и Будапеште, где занимал призовые места.
Вклад в развитие военной авиации
Осенью 1910 года Ефимов стал инструктором в Севастопольской авиационной школе, где обучал будущих летчиков. Здесь он впервые в мире продемонстрировал выполнение крутых виражей, пикирование и планирующий полет с выключенным двигателем, что сделало его пионером в освоении воздушной акробатики. Ефимов также стал одним из первых в мире пилотов, кто освоил меткость при бомбометании, что было крайне важно для развития военной авиации.
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны Михаил Ефимов подал рапорт с просьбой отправить его на фронт. В 1915 году он был назначен пилотом-охотником в 32-й авиаотряд. Он активно участвовал в разведывательных и бомбардировочных вылетах, успешно фотографировал позиции противника и бомбил их. За свои подвиги Ефимов был удостоен высших наград, став полным кавалером ордена Святого Георгия.
Ефимов также работал над разработкой собственного проекта двухмоторного аэроплана-истребителя, который заинтересовал английских производителей. Однако в результате интриг и бюрократических преград проект так и не был завершен.
Последние годы и трагическая гибель
После Февральской революции 1917 года Ефимов примкнул к большевикам, активно участвовал в агитации и принимал участие в боевых операциях. В 1918 году, после оккупации Крыма германской армией, Михаил был арестован, но вскоре освобожден. В 1919 году, когда Крым вновь оказался под угрозой захвата войсками Белого движения, Ефимов присоединился к отступающим частям Красной армии и работал водителем в автоколонне.
Однако его попытка сбежать от белогвардейских войск в Одессе оказалась неудачной. В августе 1919 года он был арестован командой эсминца «Живой» и вскоре казнен белыми, завершив свою героическую и насыщенную жизнь трагической смертью.
Наследие
Михаил Никифорович Ефимов навсегда остался в истории как пионер российской авиации, один из первых русских авиаторов и спортсменов, чьи достижения заложили основу для дальнейшего развития отечественной авиации.