Исаак Владимирович Соболь (псевдоним Александр Соболев) — советский поэт, прозаик и журналист, чья жизнь и творчество связаны с важными историческими событиями, а его произведения, особенно стихотворение «Бухенвальдский набат», занимают важное место в литературе и культурной памяти СССР.
Ранние годы и юность
Исаак Соболь родился 6 ноября 1915 года в местечке Полонное Волынской губернии (ныне — Хмельницкая область) в бедной еврейской семье. Раннее детство Соболя было омрачено смертью его матери, и с этого времени его жизнь стала особенно трудной.
В 1930 году, в возрасте 15 лет, он переехал в Москву, где начал работать на механическом заводе № 45, одновременно обучаясь в фабрично-заводском училище. Несмотря на тяжелую работу, Соболь проявил интерес к литературе и журналистике. Он активно участвовал в литературных кружках, писал стихи и статьи для многотиражных газет и журнала «Огонёк», что стало его первым шагом на литературном пути.
В годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны Соболь, как и многие другие, был мобилизован в армию. Он служил с 1942 года в действующей армии, участвуя в боях, но был демобилизован по инвалидности в 1944 году после нескольких ранений и контузий. Эти травмы оказали значительное влияние на его дальнейшую жизнь. Война и пережитые события оказали глубокое воздействие на его творчество, что отчетливо прослеживается в его произведениях.
Журналистская и литературная карьера
После войны Соболь вернулся к работе на Московском авиамоторном заводе, где не только работал слесарем в инструментальном цехе, но и вёл стихотворную рубрику «Ведёт разговор дед Никанор» в заводской газете. Параллельно он продолжал публиковаться в таких известных изданиях, как «Труд», «Гудок», «Вечерняя Москва» и сатирическом журнале «Крокодил». Это был период, когда Соболь активно экспериментировал со стилем, особенно в области сатиры.
«Бухенвальдский набат»
Кульминацией его литературной карьеры стало создание в 1958 году стихотворения «Бухенвальдский набат». Это стихотворение было написано под впечатлением от посещения бывшего концентрационного лагеря Бухенвальд и стало эмоциональным откликом на ужасы нацистских преступлений. Стихотворение впервые было опубликовано в газете «Труд» в сентябре 1958 года.
Вскоре композитор Вано Мурадели положил его на музыку, и песня «Бухенвальдский набат» получила огромную популярность в 1960-х годах. Она стала символом памяти о жертвах фашизма и трагедии Второй мировой войны. Это произведение сделало Соболя широко известным, однако после этого его стихи практически не публиковались. Тем не менее, «Бухенвальдский набат» остался одной из главных песен советской культуры, связанных с памятью о войне.
Поздние годы и публикации
В последующие десятилетия творчество Соболя публиковалось крайне редко. Его сатирические сборники «Бритый ёж» (1967), «Отчего плакали лошади» (1972) и «Весёлый вояж» (1976) нашли своего читателя, но по значимости и известности они не могли сравниться с «Бухенвальдским набатом». Лишь в 1985 году был выпущен одноимённый сборник его лирических стихов, что стало одной из последних прижизненных публикаций поэта.
После его смерти в 1986 году, творческое наследие Соболя активно продолжала публиковать его жена, журналистка Татьяна Михайловна Соболева. В 1996 году был издан сборник избранных стихов «Бухенвальдский набат: Строки-арестанты», а в 1999 году опубликован законченный в 1977 году роман «Ефим Сегал, контуженный сержант», который по многим признакам автобиографичен. В 2006 году Соболева выпустила биографическую книгу о муже «В опале честный иудей…», в которой рассказала о его жизни, творчестве и тяжелых жизненных испытаниях.
Наследие
Исаак Владимирович Соболь скончался 6 сентября 1986 года, его урна с прахом захоронена на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Рядом с ним позже была погребена и его жена Татьяна Михайловна Соболева.
Творчество Соболя, несмотря на его трудную судьбу и ограниченную известность, оставило важный след в советской литературе. Его стихотворение «Бухенвальдский набат» стало вечным напоминанием о трагедии войны и символом памяти о жертвах нацизма.