1 ноября 1989 года — На палубу тяжелого авианесущего крейсера пр.1143.5 «Тбилиси» первую посадку совершили самолеты Су-27К и МиГ-29К

1 ноября 1989 года - На палубу тяжелого авианесущего крейсера пр.1143.5 «Тбилиси» первую посадку совершили самолеты Су-27К и МиГ-29К

1 ноября 1989 года стало знаковым днём для советской морской авиации, когда на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал Кузнецов») совершили первые посадки палубные истребители, включая Су-27К и МиГ-29К. Эти посадки подтвердили возможность эффективного использования тяжелых боевых самолётов на авианесущих кораблях, что стало важным достижением для военно-морского флота СССР.

Первая посадка на палубу ТАвКр «Тбилиси» самолёта Т10К-2 (Су-27К) 1 ноября 1989 года

Основные участники события

На палубу «Тбилиси» первую посадку совершили:

  • Су-27К: Летчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев, представляющий ОКБ имени П.О. Сухого, осуществил первую посадку на тяжелом палубном истребителе Су-27К. Су-27К, являющийся модификацией Су-27 для морской авиации, был оснащен усиленным шасси, крюком для посадки, складывающимися крыльями и дополнительными системами для работы в морских условиях.
  • МиГ-29К: Летчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров из ОКБ имени А.И. Микояна выполнил посадку на МиГ-29К — палубной версии МиГ-29, адаптированной для авианесущих крейсеров. МиГ-29К отличался своей маневренностью и оснащением для работы в тяжелых погодных условиях.
  • Су-25УТГ: Летчики-испытатели Игорь Викторович Вотинцев (ОКБ имени П.О. Сухого) и Александр Валерьевич Крутов (Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова) выполнили посадки на учебно-тренировочном самолёте Су-25УТГ, предназначенном для обучения пилотов палубной авиации.

Значение и особенности первого полёта

Эти посадки были чрезвычайно важными для развития советской палубной авиации, поскольку позволяли оценить технические возможности самолётов и корабля для совместной работы. Крейсер «Тбилиси», построенный по проекту 1143.5, был оборудован для взлёта и посадки палубных истребителей без катапульты, благодаря особой конструкции палубы и наличию трамплина, что обеспечивало самолётам возможность взлёта с короткой дистанции.

Технические особенности истребителей

Для успешной посадки истребители были оснащены рядом систем, облегчающих посадку на палубу, включая:

  • Аэрофинишеры: Эти тросы обеспечивали безопасную и быструю остановку самолётов на палубе после посадки.
  • Крюк для посадки: Он захватывал трос аэрофинишера, что позволяло погасить скорость и предотвратить скольжение самолёта.
  • Складывающиеся крылья: Эта функция была необходима для экономии места на палубе и в ангарах.

Испытатели и их вклад

Каждый из летчиков-испытателей, участвовавших в этом событии, внес огромный вклад в разработку и тестирование палубных истребителей:

  • Виктор Пугачев известен своими испытательными полётами и маневром «Кобра Пугачева» на Су-27, ставшим знаменитым среди пилотов и зрителей.
  • Токтар Аубакиров, помимо испытаний МиГ-29К, стал первым казахом, побывавшим в космосе.
  • Игорь Вотинцев и Александр Крутов внесли вклад в отработку и обучение посадки на палубу, что обеспечило высокую подготовку пилотов для военно-морского флота.

Наследие испытательных полётов на «Тбилиси»

Успешные посадки этих самолётов открыли путь к развитию авиации для советского флота и к улучшению работы палубных истребителей на авианосцах. «Адмирал Кузнецов» стал основой для обучения пилотов палубной авиации и опорой для морской мощи России, а Су-27К и МиГ-29К послужили прототипами для дальнейших палубных истребителей, включая современные модели, которые продолжают служить на российском флоте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER