1 ноября 1989 года стало знаковым днём для советской морской авиации, когда на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (позднее переименованного в «Адмирал Кузнецов») совершили первые посадки палубные истребители, включая Су-27К и МиГ-29К. Эти посадки подтвердили возможность эффективного использования тяжелых боевых самолётов на авианесущих кораблях, что стало важным достижением для военно-морского флота СССР.
Основные участники события
На палубу «Тбилиси» первую посадку совершили:
- Су-27К: Летчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев, представляющий ОКБ имени П.О. Сухого, осуществил первую посадку на тяжелом палубном истребителе Су-27К. Су-27К, являющийся модификацией Су-27 для морской авиации, был оснащен усиленным шасси, крюком для посадки, складывающимися крыльями и дополнительными системами для работы в морских условиях.
- МиГ-29К: Летчик-испытатель Токтар Онгарбаевич Аубакиров из ОКБ имени А.И. Микояна выполнил посадку на МиГ-29К — палубной версии МиГ-29, адаптированной для авианесущих крейсеров. МиГ-29К отличался своей маневренностью и оснащением для работы в тяжелых погодных условиях.
- Су-25УТГ: Летчики-испытатели Игорь Викторович Вотинцев (ОКБ имени П.О. Сухого) и Александр Валерьевич Крутов (Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова) выполнили посадки на учебно-тренировочном самолёте Су-25УТГ, предназначенном для обучения пилотов палубной авиации.
Значение и особенности первого полёта
Эти посадки были чрезвычайно важными для развития советской палубной авиации, поскольку позволяли оценить технические возможности самолётов и корабля для совместной работы. Крейсер «Тбилиси», построенный по проекту 1143.5, был оборудован для взлёта и посадки палубных истребителей без катапульты, благодаря особой конструкции палубы и наличию трамплина, что обеспечивало самолётам возможность взлёта с короткой дистанции.
Технические особенности истребителей
Для успешной посадки истребители были оснащены рядом систем, облегчающих посадку на палубу, включая:
- Аэрофинишеры: Эти тросы обеспечивали безопасную и быструю остановку самолётов на палубе после посадки.
- Крюк для посадки: Он захватывал трос аэрофинишера, что позволяло погасить скорость и предотвратить скольжение самолёта.
- Складывающиеся крылья: Эта функция была необходима для экономии места на палубе и в ангарах.
Испытатели и их вклад
Каждый из летчиков-испытателей, участвовавших в этом событии, внес огромный вклад в разработку и тестирование палубных истребителей:
- Виктор Пугачев известен своими испытательными полётами и маневром «Кобра Пугачева» на Су-27, ставшим знаменитым среди пилотов и зрителей.
- Токтар Аубакиров, помимо испытаний МиГ-29К, стал первым казахом, побывавшим в космосе.
- Игорь Вотинцев и Александр Крутов внесли вклад в отработку и обучение посадки на палубу, что обеспечило высокую подготовку пилотов для военно-морского флота.
Наследие испытательных полётов на «Тбилиси»
Успешные посадки этих самолётов открыли путь к развитию авиации для советского флота и к улучшению работы палубных истребителей на авианосцах. «Адмирал Кузнецов» стал основой для обучения пилотов палубной авиации и опорой для морской мощи России, а Су-27К и МиГ-29К послужили прототипами для дальнейших палубных истребителей, включая современные модели, которые продолжают служить на российском флоте.