1 ноября 1924 года стал значимым днём в истории советского автомобилестроения, когда с конвейера Московского автозавода сошел первый советский грузовик, собранный из отечественных комплектующих — АМО-Ф-15. Этот автомобиль положил начало отечественной автоиндустрии и символизировал начало самостоятельного производства автомобилей в СССР.
Предыстория завода АМО
История завода начинается в 1916 году, когда в Москве было основано предприятие АМО (Автомобильное Московское Общество). Первоначально завод строили для сборки грузовиков на базе итальянских FIAT, но Первая мировая война и последующая революция затормозили процесс. После революции завод пережил несколько реорганизаций и был переименован, сначала в ЗИС (Завод имени Сталина), а затем в ЗИЛ (Завод имени Лихачева).
Модель АМО-Ф-15 и её особенности
АМО-Ф-15 был первым советским серийным автомобилем — грузовиком с приводом на заднюю ось, грузоподъёмностью от 1 до 1,5 тонн. В основу конструкции легла модель FIAT 15 TER, но при проектировании были внесены значительные доработки, чтобы адаптировать автомобиль к сложным условиям эксплуатации в СССР:
- Конструкция: Высокий клиренс был достигнут благодаря уменьшению диаметра маховика, что позволяло машине двигаться по грунтовым дорогам и бездорожью. Изменили также радиатор, карбюратор, сцепление и систему смазки.
- Система подачи топлива: Установили вакуумную подачу топлива, что облегчало работу двигателя при движении по сложным маршрутам.
- Расположение руля: Примечательной особенностью стало правое расположение руля, что отличало его от последующих моделей.
Первые шаги АМО-Ф-15: Парад и испытания
1 ноября 1924 года состоялась сборка первого автомобиля АМО-Ф-15. 7 ноября 1924 года, в годовщину Октябрьской революции, колонна из десяти АМО-Ф-15 прошла торжественным маршем по Красной площади, что стало символом технологического прогресса новой советской промышленности.
25 ноября три машины отправились в испытательный пробег по маршруту Москва — Ленинград — Москва. Пробег, охватывавший более 1,200 километров по сложным российским дорогам, показал высокое качество и надежность автомобиля.
Начало серийного производства и модернизация
Успех пробега и положительные отзывы позволили начать серийное производство АМО-Ф-15 в марте 1925 года. Машина быстро завоевала популярность и стала основным грузовиком страны. С 1929 по 1931 годы конструкцию АМО-Ф-15 дорабатывали: появились электрический стартер, фары и сигнал, что облегчило эксплуатацию и повысило безопасность на дорогах.
Использование АМО-Ф-15 в различных областях
Всего было выпущено 6383 автомобиля АМО-Ф-15, которые активно использовались в разных областях:
- Транспорт и спецтехника: На базе АМО-Ф-15 создавались кареты скорой помощи, почтовые автобусы, фургоны для перевозки денег, пожарные машины и цистерны.
- Красная Армия: На шасси грузовика АМО-Ф-15 строили штабные машины и прожекторные автомобили для обеспечения зенитного огня, что расширяло военный потенциал техники.
- Основы для бронетехники: Специальное шасси АМО-Ф-15СП использовали для создания бронеавтомобиля БА-27, а также некоторых деталей, применявшихся в первом советском танке Т-18 (МС-1).
Наследие АМО-Ф-15
АМО-Ф-15 стал первым шагом к созданию самостоятельной автомобильной промышленности в СССР, заложив основу для последующих моделей. Его выход подтвердил, что страна может развивать собственные технологии, обеспечивая потребности гражданской и военной сфер.