11 октября 1976 года состоялся первый самостоятельный полет лётного аналога экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС) 105.11, который разрабатывался в рамках программы «Спираль». Этот проект представлял собой значимый этап в советском авиационном и космическом прогрессе.
О программе «Спираль»
Программа «Спираль» была задумана в 1960-х годах как ответ на развитие средств противовоздушной обороны и стремление создать многоцелевой орбитальный самолет, который мог бы выполнять различные задачи, включая доставку грузов и экипажей на орбиту и обратно. Основной задачей проекта было создание самолета, который мог бы взлетать с обычного аэродрома, выходить на орбиту и возвращаться обратно, минимизируя риски и затраты.
Летный аналог 105.11
Летный аналог 105.11 представлял собой уменьшенную версию самолета, которая использовалась для испытания технологий и систем, необходимых для создания полноценного орбитального корабля. Он был оснащен различными системами управления и навигации, которые проверялись в ходе полетов.
Полет под управлением А.Г. Фастовца
Первый самостоятельный полет 105.11 был важной вехой в испытаниях. Летчик-испытатель Авиареда Гаврилович Фастовец, известный своими летными достижениями и опытом, управлял этим самолетом. Полет проходил на высоких скоростях и на различных высотах, что позволяло проверить аэродинамические характеристики и маневренность машины.
Значение испытаний
Успешный полет 105.11 подтвердил жизнеспособность концепции пилотируемого орбитального самолета и открыл путь для дальнейших разработок. Хотя проект «Спираль» не был завершен в полной мере и не достиг своего конечного назначения, он послужил основой для будущих разработок в области авиации и космонавтики, включая создание более современных космических кораблей.
Таким образом, полет 11 октября 1976 года стал знаковым событием в истории советского аэрокосмического сектора, демонстрируя достижения науки и техники того времени.