9 октября 1948 года — Угон Ту-2 ВВС СССР в Австрию

9 октября 1948 года произошло одно из первых и заметных угонов советского военного самолёта за границу после Второй мировой войны. Лётчики Пётр Пирогов и Анатолий Барсов, пилотировавшие бомбардировщик Ту-2 ВВС СССР, решили сбежать из Советского Союза и перелететь в Австрию, которая в то время находилась под оккупацией союзников.

Ход событий

Пётр Пирогов, командир звена, и Анатолий Барсов, его штурман, были опытными летчиками ВВС СССР. По неизвестным до конца мотивам они решили покинуть Советский Союз и организовали дерзкий побег. 9 октября 1948 года они находились на служебном задании на бомбардировщике Ту-2. Вместо выполнения боевой задачи, они изменили курс и направились в сторону Австрии.

После пересечения границы самолёт приземлился в оккупированной американцами части Австрии, неподалёку от города Линц. Советские власти быстро узнали о побеге и через дипломатические каналы потребовали от США вернуть перебежчиков и самолёт.

Реакция американских властей

Американские оккупационные власти в Австрии предоставили Пирогову и Барсову политическое убежище. В годы Холодной войны такие случаи считались актами бегства из коммунистического лагеря, и американцы активно поддерживали перебежчиков, предоставляя им защиту и помощь. Советский Союз неоднократно требовал их выдачи, но американцы отказались удовлетворить эти требования.

Судьба Анатолия Барсова

Через некоторое время после бегства, в 1949 году, Анатолий Барсов неожиданно решил вернуться в Советский Союз. Причины его возвращения остаются не до конца ясными. Возможно, на него оказали давление, или он рассчитывал на более мягкое наказание, но советские спецслужбы его арестовали сразу после возвращения. Барсова обвиняли в измене Родине, и спустя полгода, в 1950 году, он был приговорён к смертной казни и расстрелян.

Судьба Петра Пирогова

Пётр Пирогов остался на Западе и продолжил жизнь в политическом убежище. О его дальнейшей судьбе известно мало, так как многие подробности подобных событий в годы Холодной войны оставались засекреченными.

Значение этого побега

Угон Ту-2 в 1948 году был одним из первых случаев бегства советских военных лётчиков на Запад. Это событие привлекло внимание как советской, так и западной прессы, усилив напряженность в отношениях между СССР и США в годы Холодной войны. Угоны самолётов, как и побеги военных и гражданских, стали частыми явлениями в это время, что свидетельствовало о недовольстве некоторых групп населения советской системой.

История Барсова также показала справедливую «жёсткость» советской карательной системы к изменникам Родины, где даже попытка вернуться в СССР после побега не спасала от сурового наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Если нашли ошибку, нажмите CTRL + ENTER