«Робокоп» (англ. RoboCop) — американский научно-фантастический боевик 1987 года, режиссёра Пола Верховена, по сценарию Эдварда Ноймайера. Главные роли в фильме исполнили Питер Уэллер (Алекс Мёрфи/Робокоп), Нэнси Аллен (Энн Льюис), Ронни Кокс (Дик Джонс) и Кертвуд Смит (Кларенс Боддикер). Фильм стал культовым и получил множество наград, включая пять премий «Сатурн» и одну премию «Оскар», а также дал начало франшизе, включающей несколько сиквелов, мультсериалов, телесериалов, комиксов и видеоигр.
Сюжет
Действие фильма происходит в недалёком будущем в Детройте, охваченном преступностью и насилием на фоне сильного финансового кризиса. Городское правительство заключает контракт с могущественной корпорацией Omni Consumer Products (OCP), которая обязуется наладить работу полиции и муниципальной инфраструктуры. OCP планирует заменить Детройт на современную корпоративную утопию под названием Дельта-Сити, но для этого им необходимо сначала покончить с преступностью.
Возрождение Алекса Мёрфи
Боб Мортон, молодой руководитель OCP, предлагает программу «RoboCop», которая заключается в создании киборга-полицейского. Проект удаётся реализовать благодаря телу Алекса Мёрфи, полицейского, убитого наркодилером Кларенсом Боддикером и его бандой. Команда Мортона восстанавливает Мёрфи, предоставив ему титановый корпус и кевларовые протезы. Мёрфи, теперь Робокоп, не помнит свою прошлую жизнь и начинает работать на полицию, демонстрируя невероятные способности в борьбе с преступностью.
Директивы Робокопа
- Служить обществу.
- Защищать невиновных.
- Соблюдать закон.
- Секретная директива (недопустимость выступления против сотрудников OCP).
Конфликт и личная месть
По мере выполнения своих обязанностей, к Робокопу начинают возвращаться воспоминания о его прошлой жизни и собственном убийстве. Он решает расследовать убийство и выходит на след Кларенса Боддикера. Во время конфликта с бандой Боддикера, Робокоп узнает, что преступник работает на Дика Джонса, вице-президента OCP, который завидует успехам Мортона и организует его убийство.
Финальное столкновение
Робокоп отправляется в штаб-квартиру OCP, чтобы арестовать Джонса. Однако Джонс активирует секретную директиву, которая блокирует действия Робокопа против сотрудников OCP. Робокопа спасает напарница Льюис. Вместе они уничтожают банду Боддикера, а Робокоп возвращается в OCP и раскрывает преступления Джонса. После того как Джонс берет в заложники главу OCP и требует вертолёт, «Старик» увольняет его, тем самым отключая секретную директиву. Робокоп убивает Джонса, который падает из окна.
Значение и наследие
Фильм «Робокоп» получил признание за свою жестокую, но реалистичную критику общества, обличающую корпоративную жадность и коррупцию. Культуролог Славой Жижек отмечал мощный философский подтекст фильма, исследующий темы человечности и идентичности. Картина привела к созданию четырёх полнометражных фильмов, анимационных и телевизионных сериалов, комиксов и видеоигр.
Финансовые показатели
Бюджет фильма составил около $13,6 млн долларов, а сборы в прокате достигли $53,4 млн долларов, что свидетельствует о его коммерческом успехе и долгосрочной популярности.
Фильм «Робокоп», вышедший в 1987 году, стал одним из знаковых проектов режиссёра Пола Верховена, который принёс ему международную известность. Съёмки фильма и его создание были отмечены рядом интересных и необычных аспектов:

Идея и разработка
Эдвард Ноймайер и Майкл Майнер разработали концепцию фильма, вдохновлённую популярностью полицейских и супергеройских историй, а также такими фильмами, как «Бегущий по лезвию» и «Терминатор». Идея сочетала в себе элементы антиутопии, социальной сатиры и научной фантастики.
Подбор актёров
Пол Верховен изначально не был знаком с жанром научной фантастики и был скептически настроен по отношению к сценарию. Однако, после обсуждения с женой и прочтения сценария ещё раз, он заинтересовался проектом. Питер Уэллер был выбран на роль Алекса Мёрфи/Робокопа за свою способность передать нужный эмоциональный диапазон и физическую подготовку.
Костюм Робокопа
Одним из самых сложных и важных аспектов съёмок было создание костюма Робокопа. Дизайнер Роб Боттин разработал костюм, который был одновременно футуристическим и практичным. Однако, при первых попытках съёмки в костюме возникли проблемы: он был слишком громоздким, и Уэллер не мог в нём двигаться. Поэтому съёмки были отложены на несколько дней, чтобы актёр мог привыкнуть к костюму и разработать особые плавные движения, ставшие характерными для Робокопа.
Съёмки
Фильм снимался в Далласе, Техас, и в Питтсбурге, Пенсильвания. Некоторые из ключевых сцен, включая преследование и перестрелки, были сняты в центре Далласа, который служил прообразом футуристического Детройта. В процессе съёмок особое внимание уделялось использованию практических эффектов и пиротехники, что добавило фильму реалистичности и динамизма.
Постпродакшн
После завершения съёмок фильм прошёл обширную постпродакшн-обработку. Были добавлены различные визуальные эффекты, включая сцены с роботом ED-209. Музыку к фильму написал композитор Бэзил Поледурис, который создал узнаваемую и запоминающуюся тему, подчёркивающую эпический характер фильма.
Приём и наследие
После выхода на экраны «Робокоп» получил восторженные отзывы критиков и зрителей, что обеспечило ему культовый статус. Фильм был отмечен за свою острую социальную сатиру, зрелищные экшн-сцены и впечатляющие спецэффекты. Успех фильма привёл к созданию нескольких сиквелов, а также расширению франшизы в виде комиксов, видеоигр и телесериалов.