1 октября 1944 года
На севере. Под Мурманском велись бои местного значения. Авиация СФ осуществляла воздушную разведку и противолодочное охранение судов в море. На позициях в Баренцевом море находилось 4 пл, а у мыса Желания — пл С-15. 6 тка выходили на поиск кораблей противника в Варангерфьорде. Велось траление мин в проливе Югорский Шар. Внутренние плавания в охранении 23 кораблей и судов выполняли 13 судов.
На западе. Самолёты БФ в 82 самолёто-вылетах у маяка Мерсрагс потопили 2 тр (8 и 10 тыс. т), 2 скр и 2 тщ, у маяка Овизи — 1 тр (5 тыс. т) противника. Кро-ме того, авиация БФ прикрывала выход на крейсерство самолётов-торпедоносцев и вела разведку. Потеряно 2 наших самолёта, и 1 не вернулся на аэродром.
Из Кронштадта финскими шхерами на позиции в Балтийское море и в эс-корте 5 бтщ и 1 ска вышли пл «Лембит», Л-3, Д-2 и С-13, а вышедшие туда ра-нее Щ-310, Щ-318 и Щ-407 продолжали развертывание. 32 тка перевозили с материка на о. Мухумаа1 части 7-й стрелковой дивизии и 8-го Эстонского стрелкового корпуса. 2 тка не смогли высадить разведгруппу на о. Хийумаа. 3 дивизиона наших ктщ и финские 1 тщ и 10 ктщ вели траление мин у Таллина и на Восточном Гогландском плесе. Внутренние плавания в Финском заливе выполняли 47 кораблей, судов и катеров.
Сводки Советского Информбюро за 1 октября 1944 года Великой Отечественной войны
В течение 1 октября на территории Югославии южнее румынского города Турну-Северин наши войска с боями продвигались вперёд и овладели населёнными пунктами Купузиште, Михайловац, Душановац, Прахово, Милошево, Видровац, Мокраня, Речка, Градсково, Вражогрнац.
На других участках фронта — поиски разведчиков. В ряде пунктов шли бои местного значения.
За 30 сентября в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 46 самолётов противника.
На территории Югославии южнее румынского города Турну-Северин наши войска с боями продвигались вперёд. Противник, опираясь на удобную для обороны местность, оказывал упорное сопротивление. Бойцы Н-ской части, обойдя вражеские укрепления, стремительной атакой выбили немцев из города Вражогрнац. Гитлеровцы пытались перебросить в этот район мотопехоту и танки. Однако советские бойцы перехватили подходившие по шоссе резервы противника и разгромили их. Только на одном этом участке уничтожено до батальона гитлеровцев и 6 самоходных орудий. Другие наши подразделения форсировали реку Тимок и овладели населённым пунктом Градсково. Советские войска, занявшие вчера важный узел дорог город Неготин, истребили более 300 немецких солдат и офицеров. Захвачено 12 орудий и другие трофеи. Взяты пленные.
Корабли Дунайской флотилии захватили 9 немецких катаров-тральщиков.
На Рижском направлении на отдельных участках шли бои местного значения. В районе шоссе Псков-Рига наше подразделение самоходных пушек проникло в тыл противника и разгромило колонну немцев. Советские артиллеристы уничтожили свыше ста гитлеровцев, захватили 16 орудий, несколько тягачей и другие трофеи. При прочёсывании лесов нашими бойцами взято в плен 430 солдат и офицеров противника.
Советские лётчики в воздушных боях за день сбили 29 немецких самолетов. Кроме того, 3 самолёта противника уничтожены огнем зенитной артиллерии.
На 2-м Белорусском фронте группа советских штурмовиков в сопровождении истребителей произвела налёт на танкосборочные мастерские немцев в районе города Млава. На территории мастерских возникли пожары и произошло семь взрывов большой силы. К концу налёта вся центральная часть мастерских была охвачена огнём. Истребители Н-ского соединения вторично атаковали Цеханувский аэродром противника. Преодолев сильный зенитный огонь, советские лётчики уничтожили и повредили 11 немецких самолетов.
На 1-м Украинском фронте группа наших бомбардировщиков под командованием гвардии подполковника Остапчика атаковала немецкие воинские эшелоны и уничтожила до 40 вагонов с грузами. Группа штурмовиков под командованием капитана Деветьярова подвергла ожесточенной штурмовке позиции противника. Бомбами и пушечным огнём наши лётчики уничтожили несколько немецких танков, взорвали склад с боеприпасами и подавили огонь пяти артиллерийских батарей противника.
В Северной Трансильвании наши войска вели бои по расширению плацдармов на правом берегу реки Мурешул. Советские подразделения внезапным ударом сломили сопротивление противника и ворвались на территорию вражеского аэродрома. Уничтожив охрану аэродрома, наши бойцы захватили 14 немецких самолётов и много авиабомб.
Захваченные в Прибалтике пленные немецкие солдаты и офицеры рисуют картину беспорядочного отступления немецких войск под ударами Красной Армии. Пленный ефрейтор 1-й роты 2-го полка 11-й немецкой пехотной дивизии Гейнц Грунеман рассказал: «Наступление русских войск застигло нас врасплох. Смятение охватило не только солдат, но и офицеров. Во всех подразделениях полка царила страшная неразбериха. Одни офицеры приказывали удерживать позиции и оборонять каждый метр земли до последнего патрона; другие — приказывали отступать, не медля ни минуты. Вскоре русские атаковали нас. За несколько часов батальон потерял почти половину своего личного состава. Остатки батальона обратились в паническое бегство».
Пленный унтер-офицер 5-й роты 386-го полка 218-й немецкой пехотной дивизии Рудольф Фрейтат сообщил: «К 21 сентября в нашей роте осталось всего лишь 9 человек. Нас влили в 1-й батальон, который, кстати говоря, насчитывал всего лишь 30 человек. Когда русская артиллерия начала обстреливать наши позиции, все кинулись бежать. Я оказался вместе c унтер-офицером Генрихом Бентином и обер-ефрейтором Альфредом Ратом. Мы решили, что наше дело пропащее. Воспользовавшись всеобщей суматохой, мы отбились от своего подразделения и сдались в плен».
Пленный обер-ефрейтор 263-й немецкой пехотной дивизии Иозеф Гасловер показал: «Перед нами ежедневно ставили одну и ту же задачу: любой ценой удержать позиции. Однако, несмотря на самые категорические приказы, мы отступали, неся исключительно тяжёлые потери. Раненых не подбирали, а бросали на произвол судьбы».
1 октября 1944 года в ходе Моонзундской операции, хлынув неудержимым потоком с торпедных катеров КБФ и амфибий, советские десантники освободили о. Муху. Отличившиеся воины эстонского стрелкового корпуса Альберт Репсон, Николай Матяшин и Август Аллик были удостоены звания Героя Советского Союза.
На фронте в Великую Отечественную войну Альберт Густавович Репсон – с июля 1942 года. Окончил Подольское военное пехотное училище в 1943 году. Был командиром взвода 925-го стрелкового полка. Лейтенант Репсон отличился в бою на острове Муху (Эстонская ССР): 29 сентября 1944 года его взвод в составе батальона на торпедных катерах форсировал пролив Суур-Вяйн и вступил в бой за плацдарм. Был дважды ранен, но остался в строю.
Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.
В Красную Армию Николай Николаевич Матяшин призван в июне 1941 года и направлен на фронт.
Пулеметчик 925-го стрелкового полка комсомолец младший сержант Матяшин Н.Н. в бою 29 сентября 1944 года при освобождении острова Муху в числе первых высадился на пристани Куйвасту. Огнём из ручного пулемёта вывел из строя расчёт орудия противника, чем способствовал успешной высадке десанта. Был ранен, но не покинул поле боя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, младшему сержанту Матяшину Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1945 году Н.Н. Матяшин демобилизован в звании «младший лейтенант».
На фронтах Великой Отечественной войны Август Августович Аллик с ноября 1942 года. В рядах ВКП(б) – с 1944-го.
5 октября 1944 года взвод Аллика форсировал пролив Вяйкевяйн и высадился на остров Сааремаа. Командир взвода разведки 300-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии 8-й армии Ленинградского фронта, младший лейтенант А. Аллик, заменив выбывшего командира роты, принял командование на себя и, будучи раненым, продолжал командование. Рота под его командованием захватила четыре вражеских миномёта, два орудия и автомашину со снарядами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Аллику Августу Августовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1946 году старший лейтенант А.А. Аллик уволен в запас.
1 октября 1944 года — Начальник тыла Красной Армии Хрулев о хищениях военного имущества
ПРИКАЗ НАЧАЛЬНИКА ТЫЛА КРАСНОЙ АРМИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРОЙ КРАСНОЙ АРМИИ СЛЕДСТВИЙ ПО ДЕЛАМ РАСХИЩЕНИЯ И РАЗБАЗАРИВАНИЯ ПРОДУКТОВ И ВЕЩЕВОГО ИМУЩЕСТВА И О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОХРАНЫ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА
По материалам Главной военной прокуратуры Красной Армии за крупные хищения и разбазаривание военного имущества в период времени с 1 января 1943 г. по 1 июля 1944 г. осуждена значительная часть офицеров главным образом, за расхищение и разбазаривание продовольствия.
По неполным данным, только в первом полугодии с.г. военной прокуратурой изъято у осужденных: наличных денег до 4600 тысяч рублей, муки и хлебопродуктов до 70 тонн, мяса и рыбных изделий 22 тонны, сахара до 5 тонн, разного обмундирования 4872 предмета, бензина 33 тонны, автомашин 7 шт. и другого военного имущества на сумму до 2 млн. рублей.
Обобщение следственных дел и материалов проверок дает основание сделать вывод, что охрана военного имущества должным образом еще не организована, а борьба командования и довольствующих органов с хищениями явно недостаточна. Приказ Народного Комиссара Обороны 1942 г. N9 0169 * полностью не выполняется.
Основными причинами, способствующими жуликам безнаказанно проделывать свои грязные дела, являются:
1. В некоторых случаях командирами частей не принимаются меры к тщательному расследованию всех обстоятельств хищения и разбазаривания военного имущества, в результате чего виновные остаются ненаказанными.
2. При внутрифронтовых и окружных перевозках обнаруживаются большие недостачи продовольствия и вещевого имущества, причем интенданты фронтов и округов далеко не всегда принимали необходимые меры к выявлению преступников.
б) в Орловском военном округе в текущем году имелось 40 случаев хищения военного имущества во время перевозок по железной дороге.
3. Охрана военного имущества при погрузке и разгрузке на железнодорожных станциях поставлена плохо, что приводит к хищениям в больших размерах.
3 мая с.г. на склад НКО N9 556 прибыло 90 вагонов вещевого имущества, которое было сложено вблизи полотна железной дороги. Для охраны был выставлен только один часовой, который не в состоянии был обеспечить должную охрану. В результате преступного отношения командования склада к охране имущества обнаружена недостача на сумму 72 тысячи рублей.
4. Имеет место вовлечение некоторыми командирами и работниками довольствующих служб своих подчиненных в мошеннические операции по списанию расхищенных и разбазаренных продуктов.
На Карельском фронте выявлено 12 случаев подделки начальниками вместе с подчиненными документов, в результате чего преступниками расхищено продовольствия во втором квартале с.г. на 2 млн. рублей.
5. За последнее время вскрыты крупные хищения продовольствия и других материальных ценностей в подсобных хозяйствах фронтов.
При значительном удалении подсобного хозяйства от фронтов и отсутствии, в связи с этим, контроля за их деятельностью сложились благоприятные условия для расхищения материальных ценностей.
В подсобном хозяйстве АХО управления тыла 4-го Украинского фронта расхищено продуктов на 460 тысяч рублей.
6. Допускаются случаи назначения на работу на продовольственные и вещевые склады лиц, ранее судившихся за хищения.
На Карельском фронте расследовалось 16 уголовных дел, по которым обвиняемые в хищении военного имущества ранее судились за подобного рода преступления.
7. В ряде частей и соединений преступления, связанные с расхищением и разбазариванием военного имущества, своевременно не вскрывались потому, что контрольно-ревизионная работа была поставлена неудовлетворительно. Отсутствовала плановость ревизии. Внезапные ревизии и снятие натурных остатков практиковались очень редко.
Все перечисленные, далеко неполные, недостатки в работе являются следствием невыполнения служебного долга и отсутствия контроля и требовательности со стороны командования и вышестоящих органов за сохранением государственного имущества.
Начальникам тыла фронтов и отдельных армий и заместителям командующих войсками военных округов по материальному обеспечению:
1. Изучить приказ Народного комиссара обороны 1942 г. № 0169 с хозяйственным составом всех степеней.
2. Повести самую суровую борьбу за охрану предметов снабжения Красной Армии, учтя, что недобросовестное и безответственное отношение к служебным обязанностям дольше терпимы быть не могут.
Откомандировать из довольствующих органов интендантских работников, ранее судившихся за расхищение и разбазаривание военного имущества.
Лиц, допустивших недостачи материальных ценностей, отстранять от занимаемых должностей и привлекать к материальной ответственности, а при наличии в их действиях состава уголовного преступления передавать дела органам военной прокуратуры.
3. Использовать все возможности в наведении порядка в складском хозяйстве. Всех лиц не умеющих работать, небрежно относящихся к делу учета и отчетности, заменить способными, честными, добросовестными офицерами интендантской службы.
4. Усилить контрольно-инспекторскую работу в войсках:
а) путем установления плана инспекторских проверок и ответственности за его выполнение;
б) в значительной мере перейти от метода поверхностных поверок и обследований к способу глубоких документальных поверок-ревизий;
в) должности инспекторов укомплектовать полностью опытными квалифицированными кадрами. Запретить использование инспекторов не по прямому назначению;
г) привлекать к законной ответственности инспекторов за бездеятельность в тех случаях, когда повторными проверками или другим путем будет установлено, что инспектором при проведении работы не были вскрыты имевшие место бесхозяйственность или разбазаривание имущества;
д) добиться такого положения, чтобы по материалам каждой инспекторской проверки командованием принимались соответствующие выводы и немедленные меры к устранению недочетов. Установить жесткий контроль за выполнением на местах указаний и предложений инспектирующих. Строго взыскивать с виновных за игнорирование предложений инспектора;
е) провести сборы инспекторского состава во фронтах и округах с постановкой вопросов инструктажа и задач на ближайший период времени.
5. О принятых мерах донести мне через Главного интенданта Красной Армии к 1 декабря 1944 г.