Алла Сергеевна Демидова — выдающаяся советская и российская актриса театра и кино, а также автор многочисленных книг. Родилась 29 сентября 1936 года в Москве в семье, пережившей потери во время войны — её отец погиб в 1944 году на фронте, при взятии Варшавы. Мать работала лаборанткой на экономическом факультете МГУ. Демидова выросла в непростых условиях послевоенного времени, но её талант и стремление к искусству проявились уже в ранние годы.
Образование и первые шаги в театре
После неудачной попытки поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина, Демидова выбрала иной путь — поступила на экономический факультет МГУ, который успешно окончила в 1959 году. Однако её увлечение театром не покидало её: уже на третьем курсе МГУ она начала играть в Студенческом театре МГУ, где первой важной ролью стала Лида Петрусова в постановке «Такая любовь» по пьесе Павла Когоута.
После окончания университета Демидова всё же поступила в Театральное училище имени Б.В. Щукина, что стало поворотным моментом в её карьере. Её талант был замечен в дипломной работе — постановке «Добрый человек из Сезуана», где она исполнила роль госпожи Янг. Это привело к её вступлению в труппу Театра на Таганке в 1964 году, которым руководил легендарный режиссёр Юрий Любимов.
Театральная карьера
В Театре на Таганке Демидова сыграла множество выдающихся ролей. Начинала с небольших, второстепенных ролей, но с конца 1960-х годов она уже активно исполняла ведущие партии в постановках Любимова. Среди самых известных ролей:
- Эльмира в «Тартюфе» (1968),
- Гертруда в «Гамлете» (1971),
- Маша в «Трёх сёстрах» (1981),
- Марина Мнишек в «Борисе Годунове» (1982).
Демидова также работала с Владимиром Высоцким над постановками «Крик» и «Федра», однако после смерти Высоцкого в 1980 году эти проекты остались незавершёнными.
С 1993 года Алла Демидова создала собственный театр «А», где сотрудничала с известным греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом. Среди постановок театра «А» — «Квартет» Хайнера Мюллера, «Медея» и «Гамлет-урок».
Кино
Демидова дебютировала в кино в 1957 году, но настоящую известность в этой области она получила с конца 1960-х годов. Одной из её первых значимых ролей стала роль Ольги Берггольц в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» (1966). Позже её карьера в кино продолжала стремительно развиваться:
- Ангелика Бюхер в «Щите и мече» (1968),
- Аркадина в «Чайке» (1970),
- Елизавета Павловна в «Зеркале» Андрея Тарковского (1974),
- Лора Лайонс в «Собаке Баскервилей» (1981).
Её карьера в кино продолжалась и в 1990-е и 2000-е годы, среди наиболее заметных работ этих лет: «Бесы» (1992), «Маленькая принцесса» (1997), «Настройщик» (2004), «Вечное возвращение» (2012).
Литературная деятельность
Демидова — автор множества книг, среди которых: «Вторая реальность» (1980), «Бегущая строка памяти» (2000), «Ахматовские зеркала» (2004, 2009), «Зеркальный лабиринт» (2013). В своих произведениях она отражает не только свой театральный и кинематографический опыт, но и размышления о жизни, искусстве и людях, с которыми она работала.
Личная жизнь
Демидова была замужем за киносценаристом Владимиром Валуцким, известным по таким фильмам и сериалам, как «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) и «Есенин» (2005). В их браке не было детей, но они были преданы друг другу и оставались вместе до смерти Валуцкого в 2015 году.
Признание и награды
За свою долгую и плодотворную карьеру Алла Демидова удостоилась множества наград и званий, включая звание Народной артистки РСФСР (1984), Государственную премию СССР (1977), ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней. В 2018 году она получила премию «Золотая маска» как лучшая драматическая актриса за спектакль «Ахматова. Поэма без героя».
Алла Демидова продолжает оставаться одним из символов российского театра и кино, её вклад в искусство признан на международном уровне, и она по-прежнему активно выступает и участвует в культурной жизни страны.