Георгий Александрович Товстоногов — один из крупнейших советских театральных режиссёров, народный артист СССР, известный своей выдающейся работой в Ленинградском Большом драматическом театре (БДТ) имени М. Горького. Он стал символом новаторского и глубокого театрального искусства, благодаря чему его называли не просто режиссёром, а «строителем театра».
Ранние годы и образование
Товстоногов родился в Тифлисе (ныне Тбилиси) 28 сентября 1915 года (хотя сестра Нателла утверждала, что он родился в Петрограде, а семья переехала в Тифлис лишь в 1919 году). Его отец Александр Андреевич был инженером и железнодорожником, а мать Тамара Григорьевна, грузинка по происхождению, была певицей, обучавшейся в Петербургской консерватории. Уже с юных лет Товстоногов проявил интерес к театру, когда работал в Тбилисском русском ТЮЗе.
Образование и первые шаги в театре
В 1933 году Георгий поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, где его учителями были такие выдающиеся театральные деятели, как Андрей Лобанов и Алексей Попов. В этот период Товстоногов продолжал работу в Тбилисском ТЮЗе, где ставил спектакли и набирался опыта как актёр и режиссёр. Несмотря на трагические события в семье, когда его отец был репрессирован как «враг народа», Товстоногов продолжил учёбу и окончил ГИТИС в 1938 году.
Переезд в Москву и Ленинград
В 1946 году Товстоногов переехал в Москву, где руководил различными театрами, включая Центральный детский театр. Однако настоящая слава пришла к нему в Ленинграде, куда он переехал в 1949 году. В 1950 году он стал главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где его постановки быстро привлекли внимание театральной общественности.
Работа в Большом драматическом театре (БДТ)
В 1956 году Товстоногов возглавил БДТ в Ленинграде, который в тот момент находился в тяжёлом состоянии. Театр не пользовался успехом, посещаемость была низкой, и репертуар был слабым. Товстоногов, получивший широкие полномочия, кардинально изменил работу театра: он уволил часть труппы, изменил репертуар и привнёс новую эстетику. За годы его руководства БДТ стал одним из лучших театров страны, его спектакли получили признание не только в СССР, но и за рубежом. Одним из самых знаковых спектаклей того времени стала постановка «Оптимистическая трагедия» (1955), за которую Товстоногов был удостоен Ленинской премии.
Особенности режиссёрской работы
Георгий Товстоногов был известен своим глубоким и эпическим подходом к постановкам. Его спектакли не были сенсационными, но они всегда попадали в самую точку общественных и художественных интересов. Товстоногов создавал так называемые «сценические романы», наполненные жизнью и тонкими деталями, которые зрители могли «разгадывать». Он работал как с классическими произведениями, так и с современной драматургией, раскрывая в них глубокие философские смыслы.
Преподавание и книги
Помимо работы в театре, Товстоногов много занимался педагогической деятельностью. С 1958 года он преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, где с 1970 года возглавлял кафедру режиссуры. Воспитал несколько поколений режиссёров, передавая им свой уникальный подход к театру. Он также написал две книги: «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей», которые стали классическими текстами для театральной педагогики.
Личная жизнь и смерть
Товстоногов был дважды женат и имел двух детей. Он был человеком, полностью преданным искусству. 23 мая 1989 года, сразу после генеральной репетиции спектакля «Визит старой дамы» в БДТ, он умер от сердечного приступа за рулём своего автомобиля. Похоронен в Александро-Невской лавре на Тихвинском кладбище.
Творчество Товстоногова оставило неизгладимый след в истории советского театра, а его вклад в развитие театрального искусства до сих пор остаётся ориентиром для многих режиссёров.