27 сентября 1964 года — Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

27 сентября 1964 года состоялось важное событие в истории советской авиации — экспериментальный самолёт вертикального взлёта и посадки (СВВП) Як-36 впервые выполнил свободное висение. Этот самолёт, разработанный ОКБ им. А.С. Яковлева, был одним из первых в мире летательных аппаратов с возможностью вертикального взлёта и посадки, что открывало новые возможности для авиации.

История создания

Работы по созданию самолёта с вертикальным взлётом и посадкой в Советском Союзе начались в конце 1950-х годов. Основной идеей было создание машины, которая могла бы взлетать и садиться на небольших площадках без необходимости использования длинных взлётно-посадочных полос. Это давало бы большие тактические преимущества, особенно для военно-морского флота и в условиях ограниченного пространства.

Як-36 разрабатывался под руководством Александра Сергеевича Яковлева. Проект предусматривал установку двух турбореактивных двигателей РД-36-35, которые могли отклонять реактивные струи вниз для создания подъёмной силы, обеспечивая вертикальный взлёт и посадку. Для устойчивости и манёвренности в режиме висения использовалась система реактивных струй.

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

Испытания и свободное висение

Первоначальные испытания самолёта проводились в 1963 году, но 27 сентября 1964 года Як-36 впервые выполнил успешное свободное висение — полёт без движения по горизонтали. Это стало ключевым этапом в проверке устойчивости и управляемости самолёта в режиме зависания. Этот полёт подтвердил возможность реализации вертикального взлёта и посадки, что было революционным для авиационной техники того времени.

Само свободное висение выполнял лётчик-испытатель Валентин Мухин, который был одним из ведущих испытателей этого самолёта. Полёт проходил на территории лётно-испытательного полигона в подмосковном Жуковском.

Дальнейшее развитие

После успешных испытаний по зависанию Як-36 продолжил своё развитие. В 1966 году самолёт впервые выполнил полный полёт с вертикальным взлётом, горизонтальным полётом и вертикальной посадкой. Это подтвердило работоспособность концепции и открыло путь к созданию более совершенных версий самолётов вертикального взлёта и посадки.

Як-36 стал прототипом для последующих разработок. На его базе был создан более совершенный и боеспособный самолёт Як-38, который поступил на вооружение советского ВМФ и использовался на авианесущих крейсерах типа «Киев».

Значение

Свободное висение Як-36 стало важным этапом в развитии самолётов вертикального взлёта и посадки. Этот полёт продемонстрировал потенциал таких машин, особенно для использования на кораблях и в боевых условиях, где нет возможности использовать длинные взлётно-посадочные полосы. Это событие также заложило основу для дальнейших разработок и исследований в области СВВП, как в СССР, так и в других странах.

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

27 сентября 1964 года - Самолет вертикального взлета и посадки Як-36 впервые выполнил свободное висение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *