И-153 «Чайка» — это советский одноместный истребитель-биплан, разработанный конструктором Николаем Николаевичем Поликарповым в конце 1930-х годов. Свой первый полёт он совершил 27 сентября 1938 года под управлением лётчика-испытателя Павла Яковлевича Федрова. Название «Чайка» машина получила благодаря характерной конструкции крыла, напоминавшей расправленные крылья чайки.
История создания:
И-153 стал развитием предыдущей модели Поликарпова — И-15бис. Главной задачей инженеров было улучшить манёвренность и боевые характеристики самолёта, сохранив при этом удачные элементы предыдущей модели. Истребитель разрабатывался в период бурного развития авиации, когда бипланы постепенно уступали место монопланам. Однако И-153 всё ещё оставался перспективным, особенно в условиях ближнего боя и поддержки наземных войск.
Конструкция:
И-153 был бипланом с убирающимся шасси, что было важным техническим новшеством для советской авиации того времени. Конструкция крыла с переломом имела форму «чайки» — верхнее крыло было установлено на фюзеляже под углом, что уменьшало сопротивление воздуха и улучшало обзор для пилота.
Самолёт имел двигатели М-62 и был вооружён четырьмя 7,62-мм пулемётами ШКАС, а также мог нести подвесные бомбы. В некоторых модификациях использовались неуправляемые ракеты РС-82.
Первый полёт и испытания:
Первый полёт на И-153 выполнил Павел Яковлевич Федров, опытный лётчик-испытатель, участвовавший в тестировании многих моделей самолётов. Полёт прошёл успешно, и самолёт подтвердил заложенные в него характеристики: хорошую манёвренность, высокую скорость подъёма и удобство управления.
Боевая служба:
И-153 активно использовался в боевых действиях, начиная с вооружённых конфликтов на Халхин-Голе в 1939 году, где самолёты зарекомендовали себя в боях против японской авиации. Самолёт также участвовал в советско-финской войне (1939–1940) и в начальных этапах Великой Отечественной войны. Однако к 1941 году И-153 морально устарел по сравнению с новыми монопланами, как советскими, так и немецкими.
Итоги:
И-153 «Чайка» стал последним бипланом, принятом на вооружение в СССР. Хотя он и уступал более современным самолётам, его манёвренность и простота управления позволяли опытным пилотам эффективно использовать его в ближнем воздушном бою.