Советский ядерный поезд, известный как БЖРК (Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс), был одной из самых уникальных и засекреченных систем вооружения СССР. Его разработка началась в 1969 году, когда руководством страны было дано задание Южному конструкторскому бюро создать подвижный состав, способный нести баллистические ракеты с ядерными зарядами.
Идея и Преимущества БЖРК
Основная идея создания БЖРК заключалась в том, чтобы создать мобильную пусковую платформу, которая могла бы перемещаться по железнодорожной сети страны, делая ее трудной для обнаружения и уничтожения. Поскольку поезд внешне мало чем отличался от обычного товарного состава, это затрудняло его идентификацию и отслеживание противником. Кроме того, возможность запуска ракет из разных точек страны увеличивала шансы на успешный ответный удар в случае нападения.
Технические Проблемы и Решения
Проектирование и испытания БЖРК сопровождались многочисленными техническими вызовами:
- Размещение Ракеты: Баллистическая ракета РТ-23 УТТХ (SS-24 Scalpel) имела диаметр 2.4 метра, высоту 22 метра и вес около 150 тонн. Инженерам нужно было разработать способ безопасного размещения и перевозки такой крупной ракеты в вагоне стандартного размера.
- Вес и Безопасность: Большой вес вагонов с ракетами создавал значительную нагрузку на железнодорожное полотно. Требовались специальные технические решения для равномерного распределения веса и обеспечения безопасного движения состава.
- Запуск Ракет: Процесс запуска ракеты из вагона был одной из самых сложных задач. Для этого была разработана система, которая включала подъем крыши вагона, вертикальный подъем ракеты, затем предварительный толчок, поднимающий ракету на 30 метров, после чего включался основной двигатель ракеты.
Испытания и Развертывание
Все испытания БЖРК были успешно завершены в период с 1985 по 1987 год. В 1987 году первый боевой железнодорожный ракетный комплекс начал патрулировать железные дороги СССР. Комплексы были оснащены ракетами РТ-23 УТТХ, каждая из которых имела ядерную мощь, эквивалентную 900 зарядов, сброшенных на Хиросиму. Время реакции на команду «пуск» составляло всего три минуты, что обеспечивало быстрый ответный удар в случае агрессии.
Договоры и Ликвидация
В 1993 году Россия подписала соглашение с США, одним из пунктов которого была ликвидация железнодорожных ракетных комплексов. Это соглашение стало частью усилий по сокращению ядерного арсенала и укреплению глобальной безопасности. БЖРК были выведены из эксплуатации, и ракеты РТ-23 были демонтированы.
Современные Аналоги
Существует информация, что Россия разрабатывает современные аналоги БЖРК, использующие более продвинутые технологии. Один из таких проектов известен как «Баргузин». Современные комплексы должны быть еще более скрытными, мобильными и эффективными, сохраняя при этом основные преимущества своих предшественников — трудность обнаружения и высокую боеготовность.