25 сентября 1982 года состоялся первый полет экспериментального штурмовика Ил-102, разработанного в ОКБ имени Ильюшина. Полет выполнил летчик-испытатель Сергей Григорьевич Близнюк. Этот самолет был создан как усовершенствованная версия штурмовиков для обеспечения огневой поддержки войск в боевых действиях и отличался рядом уникальных конструкторских решений.
История создания Ил-102
Идея создания Ил-102 возникла в 1960-е годы, когда ОКБ Ильюшина искало замену штурмовику Ил-10, который использовался еще с времен Второй мировой войны. Новый самолет должен был сочетать мощное вооружение, высокую живучесть и возможность работы на малых высотах, поддерживая наземные войска.
Однако в начале 1970-х годов, когда проект Ил-102 был уже на стадии разработки, было принято решение о принятии на вооружение другого самолета-штурмовика — Су-25. В результате работы по Ил-102 были приостановлены. Тем не менее, проект не был полностью забыт, и в начале 1980-х ОКБ Ильюшина возобновило работы над Ил-102 как альтернативным вариантом для дальнейшего развития штурмовой авиации.
Конструкция и особенности
Ил-102 был двухместным бронированным штурмовиком с тандемным расположением экипажа: впереди находился пилот, а сзади — стрелок, обслуживающий кормовую пушечную установку для защиты от атак с задней полусферы. Это было важным отличием от Су-25, у которого отсутствовал стрелок.
Основные характеристики Ил-102:
- Вооружение: Самолет был вооружен несколькими пушками, а также мог нести широкий спектр бомбового и ракетного вооружения. Основная пушка — ГШ-30 (30-мм), размещенная в носовой части.
- Задняя оборонительная установка: В хвостовой части самолета размещалась управляемая турель с 23-мм пушкой ГШ-23Л для защиты от атак истребителей и перехватчиков.
- Бронирование: Ил-102 был оснащен бронезащитой кабины и жизненно важных систем, что повышало его живучесть на поле боя.
- Высокая маневренность: Несмотря на свою бронированность и вооружение, Ил-102 был достаточно маневренным, что позволяло ему эффективно действовать на малых высотах.
- Мощная нагрузка: Самолет мог нести до 7 тонн боевой нагрузки, включая бомбы, ракеты и пушечные установки.
Испытания и судьба проекта
Первый полет Ил-102 25 сентября 1982 года показал его высокие летные качества. Полет прошел успешно, что подтвердило надежность конструкции и его способность выполнять задачи штурмовика.
Однако к тому моменту Советский Союз уже сделал ставку на Су-25, который успешно использовался в Афганистане. В результате, несмотря на успешные испытания и несколько прототипов, Ил-102 не был принят на вооружение. Су-25 уже зарекомендовал себя как универсальный и эффективный самолет для поддержки войск.
Проект Ил-102 оставался перспективным, но дальнейшее развитие не получило поддержки, так как военное руководство уже не видело необходимости в еще одном штурмовике с похожими функциями.
Значение и наследие
Хотя Ил-102 не был принят на вооружение, он остался важным примером технических достижений и инженерных решений ОКБ Ильюшина. Самолет показал потенциал для дальнейших разработок в области штурмовой авиации, и многие наработки по Ил-102 позже были использованы в других проектах.
Ил-102 — это яркий пример того, как в условиях интенсивной конкуренции между различными КБ могут рождаться уникальные проекты, даже если они не получают широкого применения. В настоящее время один из прототипов самолета Ил-102 можно увидеть в экспозиции музея в подмосковном Жуковском, где он представляет собой исторический образец советской авиации.