24 сентября 1947 года состоялся первый полет прототипа ближнемагистрального пассажирского самолета Як-16. Управлял самолетом опытный летчик-испытатель Федор Леонтьевич Абрамов. Это событие стало важным шагом в развитии советской гражданской авиации в послевоенный период, когда требовались более компактные и экономичные самолеты для региональных маршрутов.
История создания После Второй мировой войны гражданская авиация СССР была представлена преимущественно самолетами Ли-2, который являлся лицензионной версией американского Douglas C-47 Skytrain, поставлявшегося по ленд-лизу. Однако эти самолеты были крупными и предназначались для более дальних маршрутов, что было не всегда удобно для обслуживания региональных рейсов. Чтобы решить эту проблему, в феврале 1946 года ОКБ Яковлева приступило к разработке небольшого самолета — Як-16.
Конструкция и технические характеристики Як-16 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси, визуально напоминавший уменьшенную версию Ли-2. Его основными характеристиками были:
- Оснащение двумя двигателями АШ-21 мощностью по 615 л.с. каждый.
- Крейсерская скорость составляла 290 км/ч.
- Дальность полета достигала 800 км.
- Самолет мог взять на борт до 10 пассажиров.
Эти характеристики делали его идеальным для коротких и средних маршрутов, что было востребовано для нужд внутренней авиаперевозки.
Эксплуатация Як-16 был предназначен для замены крупных самолетов на региональных направлениях. Самолет имел достаточно простую конструкцию, что упрощало его обслуживание и эксплуатацию. Он был рассчитан на перевозку как пассажиров, так и небольших грузов, что расширяло его функциональность. Однако его выпуск был ограничен, и он не получил столь широкого распространения, как Ли-2, главным образом из-за появления более современных машин.
Итоги Як-16 стал важным этапом в развитии советской авиапромышленности, способствовав созданию самолетов для внутренних маршрутов, которые отвечали требованиям послевоенной гражданской авиации.