Александр Иванович Колдунов — выдающийся советский военный деятель и один из наиболее известных асов-истребителей периода Великой Отечественной войны. Его жизнь и карьера ярко иллюстрируют доблесть, мужество и профессионализм, проявленные на полях сражений и в годы мирного времени.
Ранние годы и начало службы
Колдунов родился 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Смоленской губернии. В 1932 году его семья переехала в Москву, где он окончил среднюю школу в Электроуглях и начал работать токарем на машиностроительном заводе. Увлечение авиацией привело его в Реутовский аэроклуб. В 1941 году, в разгар Великой Отечественной войны, он был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и направлен в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу, где в 1943 году завершил обучение.
Подвиги в Великой Отечественной войне
С мая 1943 года Колдунов начал боевую службу на фронте в составе 866-го истребительного авиационного полка. Его первая победа была одержана 18 июля 1943 года над рекой Северский Донец. Колдунов быстро проявил себя как опытный и смелый летчик, стремительно продвигаясь по служебной лестнице — от младшего летчика до командира эскадрильи.
Его подвиги на фронтах войны включают участие в битве за Днепр, освобождении Украины, Ясско-Кишиневской операции, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Чехословакии. За это время Колдунов совершил 412 боевых вылетов и сбил 46 вражеских самолетов, включая один самолет в составе группы.
За свои подвиги Александр Иванович дважды был удостоен звания Героя Советского Союза — впервые в 1944 году и затем в 1948 году. Он летал исключительно на истребителях Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3, разработанных Александром Яковлевым. За время войны Колдунов дважды был легко ранен, но, несмотря на все повреждения самолетов, не был сбит ни разу.
Инцидент с американскими самолетами
Одним из известных эпизодов его боевой карьеры стал бой с американскими самолетами 7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии. Американская авиация по ошибке атаковала советские войска, и Колдунов с группой советских истребителей был поднят в воздух для отражения налета. Несмотря на риск, он предпринял попытки остановить бой, показывая американцам опознавательные знаки на советских самолетах, однако был обстрелян. В итоге советскими истребителями было сбито 2-3 американских самолета. Этот инцидент привел к дипломатическому скандалу, и американская сторона принесла извинения.
Послевоенная служба и командные должности
После войны Колдунов продолжил службу в истребительной авиации, командуя полками и дивизиями. В 1960 году он окончил Военную академию Генерального штаба и занял командные посты в войсках противовоздушной обороны (ПВО). С 1968 года он командовал 11-й отдельной армией ПВО на Дальнем Востоке, а в 1970 году стал командующим Московским округом ПВО.
Командующий войсками ПВО СССР
В 1978 году Колдунов был назначен Главнокомандующим войсками противовоздушной обороны СССР, став ключевой фигурой в обеспечении безопасности воздушных рубежей страны. В 1984 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации — одно из высших воинских званий в Советской Армии.
Скандал с полетом Матиаса Руста
Один из самых драматичных моментов в карьере Колдунова произошел в 1987 году, когда немецкий пилот-любитель Матиас Руст сумел пролететь через советское воздушное пространство и приземлиться на Красной площади в Москве. Несмотря на то, что самолеты ПВО обнаружили нарушителя, атака на его медленно летящий самолет не была произведена. Этот инцидент вызвал громкий скандал, и Колдунов был снят с должности.
Личность и наследие
Колдунов был активным общественным и политическим деятелем, членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР. Несмотря на отставку после инцидента с Рустом, он остался уважаемым ветераном войны и маршалом авиации.
Александр Иванович Колдунов скончался 7 июня 1992 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище, где установлен памятник в его честь.
Колдунов оставил яркий след в истории советской авиации и ПВО. Его заслуги на фронтах Великой Отечественной войны и многолетняя служба на руководящих постах сделали его одной из легенд советских Вооруженных сил.