«Греческий проект» Екатерины II, также известный как план восстановления Византийской империи, был политической стратегией, разработанной в XVIII веке. Он заключался в вытеснении Османской империи с Балканского полуострова и создании нового греческого государства на её месте, включающего территории Болгарии, Македонии, Албании и, конечно, Константинополя. Этот план, хотя и амбициозный, был не только геополитическим проектом, но также имел важное значение для внутренней политики России и внешней дипломатии.
Геополитическая цель:
Царица Екатерина II хотела усилить позиции России на Балканах и на Ближнем Востоке. Ключевой фигурой для возрождения Византии должен был стать её внук Константин Павлович, которому предполагалось стать новым греческим императором. Константин был назван в честь первого императора Византии, что, по пророчествам, должно было символизировать восстановление империи.
Буферные государства и территориальные претензии:
Проектом предусматривалось также создание буферного государства Дакия на границе Российской, Австрийской и будущей Греческой империй. В состав Дакии должны были войти Молдавия, Валахия и Бессарабия. Российская империя намеревалась расширить свои территории за счёт земель между Бугом и Днестром, в том числе взять под контроль крепость Очаков. Австрийские притязания включали Хотин, Белград, Сербию и северную Албанию.
Важный фактор — поддержка греческой элиты:
Одним из архитекторов этого проекта был Александр Безбородко, который служил статс-секретарём Екатерины. Кроме того, в России важную роль сыграл греческий монах Евгений Булгарис, который призывал к разгрому Османской империи и освобождению Греции с помощью русского оружия. Булгарис, будучи высоко оценённым при дворе Екатерины, активно продвигал греческие интересы и стал важной фигурой в православной церкви на новых российских землях.
Привлечение греческих переселенцев:
Екатерина II активно заселяла Причерноморские регионы греческими переселенцами, предоставляя им льготы и права на самоуправление. Это усиливало влияние России в регионе и способствовало подготовке к возможным военным действиям против Османской империи. Греки активно участвовали в войнах против османов, создавая свои вооружённые формирования. Важную роль в интеграции греков в российское общество играли образовательные учреждения, такие как Греческая гимназия в Петербурге, которая готовила будущих офицеров и гражданских чиновников.
Австрийская позиция:
Австрийский император Иосиф II поддержал этот план, хотя и выдвинул свои условия, требуя значительных территориальных уступок, включая Сербию и Белград. Однако до реализации плана дело так и не дошло, так как интересы великих держав на Балканах часто сталкивались, и международные условия менялись.
Спор о значении проекта:
До сих пор историки обсуждают, был ли «Греческий проект» реальной программой или всего лишь дипломатической игрой для ослабления Османской империи и укрепления позиций России. В любом случае проект имел важное значение как для международной политики России, так и для её внутренней интеграции новых территорий, особенно в Причерноморье.
В конечном итоге, «Греческий проект» не был реализован в полном объёме, но его идеи повлияли на политику России в Балканском регионе и отношение к греческому вопросу в XIX веке.