17 сентября 1944 года
Прибалтийская операция. Началась Таллинская операция левого крыла Ленинградского фронта при поддержке Балтийского флота. Она продолжится до 26 сентября. 2-я ударная армия Ивана Федюнинского, наносившая главный удар из района Тарту в направлении на Раквере, прорвали оборону противника на глубину до 18 км.
1-й Белорусский фронт. На плацдарме в Варшаве сосредоточились 2 батальона 9-го польского полка со средствами усиления.
47-я армия и 70-я армия продолжали операции к северу от Праги — в междуречье Нарева и Вислы. Немцы сохраняли там значительный плацдарм, откуда могли нанести контрудар в тыл Праге и развить его затем на юг.
На севере. 10 самолётов авиации СФ вели разведку кораблей противника на коммуникациях и в портах Варангерфьорда, вдоль побережья Северной Норвегии, 40 самолётов в разное время нанесли бомбовые удары по кораблям в р-нах мыса Нордкин, порта Вадсе и мыса Маккаур, в результате атак повреждены баржа, 1 ска, 2 мотобота. 15 немецких самолётов совершили полёты на перехват наших. В воздушных боях сбито 2 самолёта врага.
Из главной базы в боевой поход вышли пл: С-14 (капитан 3 ранга Каланин В.П.) — к северу от Танафьорда, Щ-402 (капитан 3 ранга Каутский A.M.) — к северу от Конгсфьорда.
Тщ производили траление фарватеров Кольского залива.
Конвой ИК-14 прибыл из Йоканьги в Кольский залив.
Межбазовые переходы совершали 7 кораблей и судов.
На западе. 17 самолётов авиации БФ вели разведку кораблей противника в Балтийском море, Рижском и Финском заливах, на Чудском озере. 11 летали на крейсерство в Балтийском море, в р-не маяка Тахкуна прямым попаданием по-топив 1 тщ врага, 3 произвели постановку мин в Ирбенском проливе.
Одиночные вражеские самолёты вели разведку Лужской, Островной ВМБ и Гогландского плеса. В воздушных боях сбит 1 самолёт немцев.
Тщ производили траление фарватеров в Выборгском заливе, Невской губе.
Сводки Советского Информбюро за 17 сентября 1944 года Великой Отечественной войны
В течение 17 сентября западнее города Иелгава (Митава) наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника и нанесли ему большие потери в живой силе и технике.
В Северной Трансильвании наши войска, действуя совместно с румынскими войсками, с боями заняли несколько населённых пунктов и среди них Глэжериа, Гурь-Чью, Крачунешть, Николешть и железнодорожная станция Гурьчью.
На других участках фронта — бои местного значения и поиски разведчиков.
За 16 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 106 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 101 самолёт противника.
Массовые налёты нашей авиации на города и железнодорожные узлы Сату-Маре и Чоп.
В ночь на 17 сентября наша авиация дальнего действия произвела массовые налёты на город и железнодорожный узел Сату-Маре (в Северной Трансильвании), город и железнодорожный узел Чоп (25 километров южнее Ужгород). Бомбардировке были подвергнуты воинские эшелоны и военные склады немцев и венгров.
На железнодорожном узле Сату-Маре в результате бомбардировки возникло много пожаров, из них до 20 пожаров весьма больших размеров. Горели железнодорожные составы и склады с горючим и боеприпасами.
Пожары сопровождались взрывами, особенно сильными в южной части железнодорожного узла.
При подходе наших самолётов к городу Чоп на железнодорожном узле находилось 10 воинских эшелонов. Прямым попаданием бомб были взорваны четыре эшелона с боеприпасами и горючим. Кроме того, бомбардировкой создано более 30 очагов пожара. Среди огня периодически происходили взрывы, в том числе несколько взрывов огромной силы.
Западнее города Иелгава (Мягава) крупные силы танков и пехоты противника атаковали наши позиции. Завязались ожесточённые бои. Советские артиллеристы и пехотинцы мощным огнём и контрударами отбивают атаки немцев и наносят им большой урон в живой силе и технике. На одном участке Н-ская артиллерийская часть сожгла и подбила 11 вражеских танков, 6 самоходных орудий и 3 бронетранспортёра. На другом участке группе немецких танков и автоматчиков удалось вклиниться в расположение наших войск. Контрударом советские части отбросили противника и уничтожили 9 немецких танков. Остальные поспешно отступили. На поле боя осталось до 400 трупов гитлеровцев.
В Северной Трансильвании наше соединение, действующее совместно с румынскими войсками, преследуя в горах разбитые части противника, заняло несколько населённых пунктов. Захвачены большие трофеи, в том числе 15 складов с различным военным имуществом. Взято в плен свыше 100 немцев и венгров. На другом участке гитлеровцы, отступая, взорвали проход в горном ущелье. Подразделения Н-ской стрелковой части с помощью сапёр расчистили проход, настигли немцев и в результате ожесточённого боя овладели сильно укрепленным оборонительным рубежом противника. Советские бойцы захватили 8 пушек, 19 миномётов и много боеприпасов. Наши войска в результате упорных боёв овладели населённым пунктом Крачунешть, находящимся в 6 километрах южнее города Тыргу-Муреш. Как сообщают пленные, 67-я венгерская пограничная группа в последних боях понесла тяжёлые потери. В 9-ом батальоне было больше тысячи солдат и офицеров. Теперь в батальоне осталось всего лишь 40 человек.
На 1-м Украинском фронте шесть самолётов-штурмовиков под командованием гвардии капитана Новикова атаковали скопление танков противника. Советские лётчики бомбами и пушечным огнём уничтожили 10 немецких танков и 4 миномётных батареи. Группа штурмовиков гвардии старшего лейтенанта Хмырова нанесла удар по позициям противника. Умело маневрируя в зоне зенитного огня, наши лётчики подавили огонь нескольких артиллерийских и миномётных батарей немцев.
Наши корабли и авиация продолжали наносить удары по судам противника. Бомбардировочная и штурмовая авиация Северного флота, во взаимодействии с торпедными катерами, потопила в Баренцевом море танкер, три транспорта и сторожевой катер немцев. Торпедные катеры пустили ко дну транспорт и самоходную баржу противника.
Авиацией Краснознамённого Балтийского флота в Балтийском море и Финском заливе потоплены пять вражеских транспортов общим водоизмещением в 26 тысяч тонн. Кроме того, потоплены две самоходные баржи и сторожевой корабль противника.
Венгерское телеграфное агентство 15 сентября передало следующее опровержение: «Из иностранных источников сообщают, что венгерские войска принимают участие в военных операциях, происходящих под Варшавой. Венгерское телеграфное агентство уполномочено опровергнуть это сообщение, как не соответствующее действительности». Опровержение венгерского телеграфного агентства шито белыми нитками. Точно установлено, что севернее Праги на стороне немецких войск действует в спешенном строю 1-я венгерская кавалерийская дивизия. Среди пленных, взятых советскими войсками под Варшавой, немало венгерских солдат и офицеров. Больше того, немцы не считают нужным скрывать факт участия венгерских войск в боях под Варшавой. В тот же день, когда в Будапеште стряпали опровержение, немцы сообщили: «Севернее Праги венгерские войска и части войск СС удерживали выступающую здесь линию фронта».
Нельзя опровергнуть то, что известно всему миру. Как бы ни изворачивались будапештские гитлеровцы, им не удастся уйти от ответственности. Оставаясь в гитлеровском разбойничьем лагере, они разделят судьбу своих берлинских хозяев, дни которых сочтены.
17 сентября 1944 года при штурмовке скопления вражеских автомашин близ эстонского г.Тырва Ил-2 лейтенанта Якова Ляхова был подбит, и он направил пылающую машину на скопление вражеской техники. Это был его 153 боевой вылет. Ему был 21 год.
В 1940 году Яков Яковлевич Ляхов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1942 году он окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. С марта 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны.
К сентябрю 1944 года лейтенант Яков Ляхов командовал звеном 807-го штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии 7-го штурмового авиакорпуса 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. За время своего участия в войне совершил 153 боевых вылета на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанеся ему большие потери. 17 сентября 1944 года под городом Тырва Эстонской ССР самолёт Ляхова был сбит, лётчик направил горящую машину на скопление боевой техники противника, погибнув при взрыве.
17 сентября 1944 года — Геббельс о Власове
Из дневниковой записи министра пропаганды Третьего рейха Йозефа Геббельса о задачах, стоящих перед создаваемым Национальным комитетом — «Свободная Россия» (хорошо показывает, что предателей презирают все, используют только от безысходности):
… Д’Алькен изложил мне проблему Власова. Он все еще думает, что с Власовым возможно создать государство, если уже и не с народами Востока, то, во всяком случае, с восточными рабочими. Поэтому он хочет непременно добиться того, чтобы перед Власовым была поставлена [эта] задача. Фюрер уже тоже заявил, что он более-менее согласен на это. Мне, правда, кажется, что все это уже слишком поздно. Власов должен создать «Национальный комитет Свободная Россия» по образцу «Национального комитета «Свободная Германия», во главе которого в Москве стоит генерал Зейдлиц». Таким образом, с обеих сторон речь идет о генералах, которые предали свой народ. Но в отношении Власова можно придерживаться точки зрения: «Я презираю предательство, но использую предателей»…